Сейчас в окопах процветают и хоровые молитвы, и заговоры, и обмены иконами, и шаманские окуривания. Это не случайность, а закономерность. И вот чтобы я хотела сказать о магии на войне читателям моего канала:

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ АЛЕКСАНДРОЙ СЕРГЕЕВНОЙ АРХИПОВОЙ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В РЕЕСТРЕ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА АЛЕКСАНДРЫ СЕРГЕЕВНЫ АРХИПОВОЙ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В РЕЕСТРЕ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ 18+

1: Представление о том, что у каких-то групп людей - абсолютно рациональное мышление, а у кого-то - абсолютно магическое - сильно устарело и в такой формулировке является неверным.

2: Тягу к выполнению магическо-ритуальных действий можно спровоцировать даже у людей, которые воспринимают себя как “рациональных агностиков”, если погрузить человека в состояние потери контроля. Мои любимые эксперименты над студентами показывают, что студенты, хорошо напуганные перед экзаменам, чаще совершают всякое такое, как постучать по дереву, поставить свечку Николаю Угоднику или “поймать халяву зачеткой” (особенно если финальное испытание непредсказуемо, например, спортивное соревнование).

3: В ситуации войны тяга к изготовлению амулетов, чтению молитв, ношению иконок естественным образом усиливается, поскольку люди постоянно рискуют.

Эти общие утверждения, увы, были проверены на практике (и не раз). Например, после войны в Персидском Заливе (1991) психологи провели исследование среди жителей израильских городов, которые попадали под обстрелы и которые - нет. Средний возраст - 37 лет, большинство - “белые воротнички”.

Сначала все испытуемые прошли через два теста. Первый выявлял субъективное ощущение испытанного стресса от обстрела.

Второй тест выявлял, насколько испытуемый толерантен к неопределенности. Это способность эффективно действовать в непонятной ситуации, не паниковать и не складывать лапки, а искать решение проблемы. Например, найти дорогу в незнакомом городе без языка и гугла.

Израильтян попросили оценить всякие высказывания, например: “Чтобы уцелеть, надо спускаться в бомбоубежище с правой ноги” или “чтобы спастись во время атаки, надо прижимать к телу фотку любимого”.

Многие примеры прямо демонстрировали первый и второй законы магии принцип подобия и принцип контакта: если А подобно Б, то А=Б, и, следовательно, если воздействовать на А, то пострадает Б. “Во время ракетной атаки хорошо бы порвать фото Саддама Хусейна на кусочки”, и даже “Я почувствую себя лучше, если один из двойников Хусейна будет ранен”.

Опрос показал, что люди с низкой толерантностью к неопределенности (паникующие в непонятной обстановке) чаще склоняются к использованию магии, а в ситуации стресса (если в твоем городе были обстрелы) это свойство сильно возрастает (и люди соглашаются порвать фото Хусейна).

А при этом зависимости от пола, возраста и образования не было.

Это не баг эволюции, а фича. Скорее всего, перед нами - стратегия эволюционного совладания (копинг-стратегия) со стрессом. Если нельзя обрести контроль, можно создать иллюзию этого контроля, и это поможет успокоиться и спастись.

Страшно и тяжело писать посты про магию в окопах во время актуальной войны. Точно это не то, над чем хочется смеяться, когда люди гибнут под бомбами в домах или в окопах.

Александра Архипова

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены