Идея соединить националистическую оппозицию с демократической, чтобы сделать обе сильнее, не нова. Для пущей силы хорошо бы добавить и оппозицию коммунистическую, не прикормленную, конечно, а молодую и злую, удальцовскую. Вот тогда мы супостатам покажем!..

Что из этого получается, мы видели. Получается Лимонов. Получается "Ловким движением руки "Другая Россия" превращается...". Получаются митинги, освистывающие Шендеровича. Потому что свисток, которым они свистят на шендеровичей, у них внутри, и свистеть, завидя шендеровичей, для них естественно, как дышать. Еще получается КСО. Ну, и наконец, получается Навальный...

Обо всем этом не стоило бы говорить, наверное, если бы нам не было бы так важно понять, почему так получается. А понять нам это важно не из-за политики даже, хотя любителей проверить, как поведут себя грабли на этот раз, если на них попробовать наступить еще разок, у нас достаточно: у лично знакомых с граблями память короткая, да и молодежь подрастает... Важно это понять для того, чтобы вытащить из идеи национал-социал-демократизма то рациональное зерно, которое в ней есть, но которое похронено очень глубоко, под тоннами навоза. Впрочем, вы знаете – иногда из-под навоза зерну лучше расти.

Судь же дела очень проста. Демократы выше душой, чем националисты. В одних отношениях – в среднем: средний демократ умнее среднего националиста. В других – как группа: самый злой демократ добрее самого доброго националиста. Естественно, я говорю не о ряженных. Националисты наши – ксенофобы по природе. И не надо про Достоевского с Аксаковым – это будет разговор совсем о другом. А демократы наши – по природе человеколюбцы. И честнее демократы, чем националисты тоже, как группа. Честность националиста кончается там, где ему указывают на народные преступления (а у многих, кто пониже – когда им указывают и на преступления представителя их народа). Тут националист начинает вертеться, как уж на сковородке в самом буквальном смысле: придумывать оправдания одно глупее другого. Это, кстати, относится к любым националистам – не только русским.

В общем, демократы и националисты – разные пласты общества. Разные по уровню своего духовного, личностного развития. И поэтому они несоединимы между собой, как несоединимы в одном костюме фрак и лапти. Так же несоединимы ни те, ни другие и с коммунистами: под фрак не одевают и косоворотку, а на косоворотку – манишку. И с лаптями косоворотку тоже не носят – ее носят с сапогами.

Есть ли между этими слоями мостики? Конечно – мы же одно общество. Мостики есть не только в обществе, но и в отдельных душах: люди перерастают свою глупость и становятся умнее. Если бы мы проанализировали внутреннюю жизнь наиболее высоких из националистов (а они ведь тоже люди не одинакового духовного роста) в те редкие мгновения, когда они не кричат, а думают, то мы обнаружили бы там много интересного. Только это всё к нашей теме отношение имеет самое малое: суть дела остается той же – ну, не носят фрак с лаптями.

Но это только одна и не самая интересная сторона дела. Самая интересная состоит в том, что хотя зрение у демократов и острее, чем у националистов, но они, так же как и националисты, одноглазы. Только если националисты слепы на левый глаз, то демократы – на правый. Если националисты не могут видеть пороков народа (они и личных-то не могут), неприемлемости насилия и ценности человеческой индивидуальности (у них и своя индивидуальность в зачаточном состоянии пребывает), то демократы оказываются так же слепы, когда речь заходит об индивидуальности народа и всем, что с этим связано.

Демократы не видят народов как таковых – только индивидов, то есть в самом буквальном смысле не видят леса за деревьями. И этой своей слепотой делают себя неспособными к народоводительству: ведь, в самом же деле, нельзя вести за собой то, чего нет.

На самом деле, демократы, будучи самой высокой частью общества, всё равно водительствуют – это от них и не зависит: общество всегда ведут самые высокие. Но делают они это без осознания. И поэтому – крайне неэффективно. Идеи ценности индивидуальности, ценности совести, уважения к человеку, доброты медленно пропитывают общество. Но только очень медленно. И с очень большими эксцессами – когда огромными слоями общества одолевают совсем другие идеи: например, жлобизма – личного и национального.

Жемчужное зерно национализма – чувство (понимания там нет никакого и быть не может – по причине, о которой я уже сказал) национальной исключительности. Не в смысле превосходства, а в смысле непохожести, национальной индивидуальности, особой национальной судьбы и, если хотите, национальной миссии. Ведь не только у Европы, Штатов или Китая есть свои миссии. Мы тоже не рыжие.

Сами националисты очистить это зерно от навоза ксенофобии, национальной кичливости, хамства не могут – не тот уровень интеллекта, не тот уровень души. Демократы со своим уровнем развития с этой задачей, в принципе, могли бы справиться.
Но... Но, во-первых, демократы уверены, что никакого жемчуга под навозом нет и быть не может – это же навоз! А во-вторых, ну, кому же понравится копаться в навозе! Естественное отвращение. И эстетическое, и этическое. Вы только понюхайте!..

Нюхать, конечно же, не хочется. Но пока мы свой золотой ключик из-под навоза не достанем, мы так и будем стоять перед нарисованным очагом и думать, какая вкусная в нем, должно быть, варится похлебка.

Александр Зеличенко

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены