Внезапное объявление Дональдом Трампом 90-дневней паузы на введение индивидуальных для разных стран повышенных таможенных пошлин вольно или невольно создает ситуацию изоляции Китая и разрушает его попытки создать под лозунгами защиты свободы торговли различные коалиции против США. В последние дни Пекин продемонстрировал неожиданную для него дипломатическую скорость – он налаживал контакты со странами Ассоциации Юго-Восточной Азии (АСЕАН) для выработки единой позиции в отношении разрушительных американских торговых тарифов, активизировал диалог с Евросоюзом, а Австралии предложил "взяться за руки" в противодействии нажиму со стороны Трампа.
Однако введение 90-дневной паузы все изменило: теперь США только против КНР без какой-либо передышки будут удерживать тарифы на чудовищном уровне 125 процентов, требуя от Пекина изменить сами основы его торговой политики. Остальным ведущим странам-экспортерам дана трехмесячная отсрочка для переговоров – и они, бесспорно, воспользуются возможностью договориться со Штатами о снижении или даже отмене пошлин. Антиамериканские коалиции с Китаем на этом фоне, мягко говоря, неактуальны, а австралийский вице-премьер Ричард Марлз публично высмеял предложение посла КНР в Канберре "взяться за руки" и сообща бороться с гегемонизмом США. Вице-премьер заявил, что его страна будет проводить самостоятельную торговую политику, искать новых торговых партнеров. "Я не думаю, что мы при этом будем держать Китай за руку", - саркастически добавил Марлз.
Судя по всему, на самостоятельные переговоры с США настроены Вьетнам, Камбоджа и другие страны Юго-Восточной Азии, над которыми нависает угроза гигантских карательных пошлин. Параллельные контакты с Пекином могут существенно снизить перспективы удачного исхода этих консультаций с учетом вспыльчивого характера Дональда Трампа и его окружения.
Впрочем, в Токио полагают, что президент США пошел на неожиданное введение 90-дневной отсрочки вовсе не из таких сложных дипломатических расчетов. Большинство наблюдателей в Японии считают, что Трамп стал корректировать свою позицию под давлением влиятельных спонсоров Республиканской партии из мира крупного бизнеса, которые были напуганы перспективой коллапса американской и мировой экономики в результате резких и хаотичных действий нынешнего хозяина Белого дома. При этом решение Трампа об общем повышении на 10 процентов пошлин на все иностранные товары пока в США никто затрагивать не собирается.
В результате всех этих пертурбаций главный индекс Никкэй Токийской фондовой биржи пережил в последние дни головокружительное движение по трассе качающегося маятника. Со 2 апреля, со дня объявления о введении индивидуальных для разных стран повышенных карательных пошлин, по состоянию на вчерашний день он потерял более 11 процентов своей цены, колоссальные потери понесли ключевые корпорации японской экономики. Однако сегодня, после объявления о 90-дневной паузе, Никкэй мощно рванул вверх и фактичекски вернулся на уровень до 2 апреля. Но в Токио успокаиваться не собираются – от Трампа каждый день можно ждать чего-то новенького. В самом начале будущей неделе в Вашингтон летит японская делегация договариваться о тарифах и предлагать свои встречные подарки. Скорее всего, это будет расширение закупок сжиженного природного газа в США, возможно за счет доли России в японском импорте.
* * *
Председатель КНР Си Циньпин обычно весьма сдержанно относится к зарубежным поездкам, полагая что вес и влияние первого лица Китая нельзя разменивать по пустякам. Однако беспрецедентная вспышка торговой войны с администрацией Дональда Трампа диктует новые правила, и товарищ Си решил лично броситься в бой на одном из ключевых направлений боевых действий. В Пекине объявлено, что председатель КНР уже 14 апреля отправляется с визитами сначала во Вьетнам, а затем без перерыва в Малайзию и Камбоджу.
Эти три страны имеют ключевое значение для Китая в непосредственно примыкающей к нему Юго-Восточной Азии. Все они поддерживают тесные экономические отношения с КНР, но невероятно ценят и торгово-инвестиционные связи с США. К примеру, Вьетнам закупает больше всего товаров в Китае, однако главный рынок его экспорта – Соединенные Штаты. Похожая ситуация в Малайзии и Камбодже.
Главное для них то, что США закупают в этих странах промышленные товары, способствуют тем самым их индустриальному развитию, повышению уровня жизни. Есть еще важный фактор: американские и другие западные корпорации в последние годы все более активно переносили во Вьетнам, Камбоджу и Малайзию, другие развивающиеся страны Азии свои производства из Китая, где сильно выросли издержки. Продукция этих заводов тоже в значительной мере идет в США, которые в результате имеют большой торговый дефицит с Юго-Восточной Азией.
2 апреля Трамп вызвал шок: на товары из Камбоджи он ввел дополнительные пошлины в 49 процентов, на продукцию из Вьетнама – 46 процентов и 24 процента получила Малайзия. Однако теперь все они получили отсрочку в 90 дней, и, как сообщается, уже вступили в активные переговоры с США в поисках компромисса. Думаю, что он будет найден, и люди Трампа постараются сделать договоренности с развивающимися азиатскими странами максимально болезненными для Китая. Его постараются обложить торговыми ограничениями и со стороны соседей по региону.
Председатель Си вынужден лично ехать на переговоры, поскольку на более низком уровне Вьетнам, Малайзия и Камбоджа могут попытаться в нынешней напряженной обстановке увильнуть от контактов с Пекином, чтобы не злить Трампа. И теперь лидер КНР будет лично раскладывать перед ними свои подарки, которые призваны перевесить выгоды от компромисса с США. А, может быть, он чем-то попытается и припугнуть.
В Токио полагают, что этим странам помимо новых торговых льгот предложат серьезные массированные инвестиции от КНР – например, в развитие сетей железных дорог. Сторонники теорий заговоров уверяют, что Пекин может попытаться также перенести часть своих производств в Юго-Восточную Азию, чтобы уже оттуда поставлять товары под видом вьетнамских или камбоджийских на манящий рынок США. Сейчас он уже фактически закрыт для КНР: в отношении его продукции, напомним, Трамп ввел чудовищные пошлины в 145 процентов.
! Орфография и стилистика автора сохранены