Это правда, что образ будущего необходим человеку. Человек так устроен, в отличие от животных: ему необходимы прошлое и будущее. Отсутствие представления о том или другом расчеловечивает. Человек сам о себе этого не понимает, но чувствует, что настали какие-то ужасные времена, всё не пойми куда катится, и даже его личная жизнь зависит уже не от него, а от чужеродной злой воли. На эту волю он так озлобляется, что сам неизбежно становится нечеловекообразен. Это правда, что под стремление к воображаемому лучшему будущему (а оно должно быть лучшим, иначе зачем оно) нужен какой-то план действий. Хотя бы что после чего и зачем. И ещё одна правда: в план реальных действий не закладываются параметры идеала. Из цели нельзя сделать средства.
Большевики сто лет назад пообещали, что в их идеальном миропорядке у всех всего будет поровну, и прямо с этого и начали, получив власть: отняли хлеб у тех, кто сделал на свои семьи запасы. А потом на семьдесят лет умным и толковым запретили выделяться результатами производительного труда. За эти десятилетия люди на шестой части суши начали догадываться, что им не нравится такое равенство. Но, как выясняется, не поняли, что пошло не так. В чём проблема построения столь справедливого будущего в его идеальном образе.
Идеологи и творцы справедливого миропорядка взялись за дело "по науке". Как им казалось, и как они до сих пор уверяют сочувствующих их идеям. Спланировали характер отношений между людьми в производстве и распределении, централизовали всё и всех по одним управляющим штабом, и всё должно было пойти, как по маслу. На исторических примерах показывали: всегда, мол, так было – собирали умные правители людишек до кучи, указывали, что делать, и так понастроили оросительных каналов и пирамид. А работал бы, мол, каждый на себя – вымерли бы от голода. (Этому, правда, доказательных примеров не приводили.) Всё в эту "науку" о справедливом централизованном управлении укладывалось, кроме людей. Они не вели себя, как должны были "по науке". Уж что с ними ни делали, как ни принуждали, куда ни закатывали за неповиновение "научным" законам, так и не удалось их заставить соответствовать. Теперь говорят: беда в том, что таких мощных компьютеров тогда не было! Планировали грубовато, на счётах и пальцах, без учёта миллионов подробностей и потребностей, и такого всякого, что кое-где порой. А теперь-то совсем другое дело! Теперь человека – эту скотину антинаучную – наконец, можно со всеми подробностями обсчитать-рассчитать, заложить в программы и за минуты получить совершенно точный план всеобщего справедливого благоденствия. В который ни один своевольный индивид уже не сможет внести никакого внепланового хаоса. Тем более, камеры слежения везде поставим. Да и гаджеты у каждого в руках отслеживаемые – никуда не денутся!..
Социальная инженерия возникла как баг технического прогресса. И так овладела мозгами, что никаким реальным опытом не выбьешь. Спрашивают: а как можно жить без всего вот этого, что нас пусть обдирает и прессует, но зато подаёт воду и свет в дома? В голову не помешается очевидное: воду, свет и всё остальное вам обеспечивает не "вот это", подавляющее и прожорливое, а такие же люди, как вы сами. И за гораздо меньшие деньги, чем "вот это" с вас сдирает принудительно. Нет, говорят, а кто их тогда заставит? Что, неужто они без приказа, а просто за деньги станут это делать (невероятно, да?)? Из желания обогатиться, что ли (какой ужас!)? Нет, говорят, вы сначала покажите нам подробный план, кто, что и каким образом будет всё нам поставлять и обеспечивать вместо государства!
План, в который человек заложен как один из элементов. Производящий и потребляющий. Наряду с природными ресурсами, производительными мощностями, транспортом и т.п. У кого, говорят, такого плана нет, из которого должно быть ясно, как всё будет функционировать, тот – беспочвенный идеалист и мечтатель. Фантазирует про какое-то небывалое безгосударственное житие, а толком не может объяснить, как оно будет управляться.
Настоящая наука – та, которая изучает человека – говорит, что человек не поддаётся централизованному планированию и расчёту. Его нельзя заложить в программу наравне с другими элементами, потому что у него всегда сегодня одно, а завтра – оп! – и уже другое. Он рационален, насколько информирован. И одновременно иррационален, потому что подвержен чувствам и эмоциям. Человек своеволен по определению, об этом ему сообщили предания и священные тексты задолго до возникновения государств. И настоящая наука это подтверждает: человека невозможно переделать под прекрасные, технологичные проекты. Хотя можно расчеловечить, лишив собственной воли и превратив в техническое средство. Больше никаких вариантов.
Человека можно учитывать. Как непредсказуемый творческий элемент. Пока он не утратил человеческое достоинство и волю. В этом непредсказуемом творческом качестве человек в истории выступает "рукой Бога" - он нарушает рутинизированные порядки и создаёт Новое, небывалое. Если ему не мешать. Творить его понуждает желание обогатить себя и своих потомков. Как только человек ощущает возможность сделать это, он совершает рывок из своего прошлого в своё будущее. Лучшее во всех смыслах. Когда такую возможность получают миллионы людей, рывок совершает человечество. Осваивая мироздание и устанавливая более совершенные, более разнообразные и выгодные социальные связи внутри себя.
Для этого человек, каждый человек должен быть абсолютно свободен и не подчинён никакой внешней управляющей силе. Свободен в том числе ошибаться и, увы, по своей воле творить зло – такова плата за полноценное человеческое бытие, в котором злой воле может противостоять только личная воля к сохранению достигнутого благополучия. Только социальные связи, создаваемые такой личной волей. Другого образа прекрасного будущего у меня для вас нет. Его и быть не может. Все прочие "проекты" противоестественны и потому невозможны, как невозможно нарушение законов природы.
! Орфография и стилистика автора сохранены