Двадцать один год назад ранним утром спецподразделение "Альфа" приступило к штурму здания Театрального центра на Дубровке. В нём с 23 по 26 октября 2002 года чеченские боевики во главе с Мовсаром Бараевым держали в заложниках 916 человек — зрителей и актёров популярного мюзикла "Норд-Ост".

Это страшная трагедия в истории России унесла жизни 130 человек, но большинство из них погибли не от рук террористов, а от усыпляющего газа, пущенного в здание театра через вентиляционные шахты перед штурмом.

"Я был уверен на 100%, что все люди сейчас проснутся. Но когда рядом со мной врач обследовал человека, он потрогал двумя пальцами сонную артерию и говорит: „Этот готов“. Вот это меня, конечно, как кинжалом, ударило", — вспоминал полковник "Альфы" Виталий Демидкин.

И действительно, бойцы спецназа сделали со своей стороны всё, чтобы минимизировать потери среди заложников: вытаскивали их на себе, вкалывали антидоты, взрывали окна, чтобы помещение быстрее проветрилось. Но жертв всё равно не удалось избежать из-за секретности операции и плохо организованной эвакуации.

Силовое руководство страны не соизволило сообщить спасателям, что им придётся вытаскивать сотни людей, находящихся без сознания. Поэтому "Альфа" большую часть операции занималась эвакуацией, тогда как на ликвидацию Бараева и его боевиков ушло около 20 минут.

"По себе скажу, как человек, который таскал. Если бы мне сказали, что нужно взять с собой хотя бы носилки, мы бы быстрее и эффективнее работали. А мы пошли с голыми руками. Никто нам и не сказал, что нужен препарат, да ещё конкретный какой-то, нам пришлось определять этот препарат самим. Мы взяли на себя ответственность и угадали", — вспоминал начальник оперативного отдела Московской службы спасения Андрей Кравцев.

Уже тогда можно было понять, какой человек пришёл к власти в России. Тут даже речь не о том, что Путин отказался от переговоров с боевиками, а в том, насколько наплевательски отнеслись власти к жизням заложников. Упор делался на уничтожении боевиков, а не на спасении людей.

Андрей Окунь

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены