Национальная советская эпопея – это сериал "Вечный зов" по роману Анатолия Иванова. Продвинутая интеллигенция иронизировала над этим фильмом, и, особенно, над романом, называя его "Вечный зёв". Роман, действительно, очень слабый – сейчас его цитируют в основном, вспоминая пресловутый "план Даллеса", который был изложен в нем устами одного из главных отрицательных героев, Арнольда Лахновского, бывшего "следователя Томской городской жандармерии" (по исторической достоверности это примерно то же самое, что "войскового старшины уланского батальона"), затем последовательно троцкиста, резидента германской военной разведки, штандартенфюрера СС и "бургомистра Жереховского уезда". В фильме же для зрелищности длинные цитаты решительно сокращены – весь обширный книжный монолог Лахновского занимает пару минут и самые заветные авторские фразы типа "Постепенно, шаг за шагом, мы вытравим историческую память у всех людей" подвергнуты безжалостному секвестру.
И фильм смотрели – как классическую семейную эпопею, в которой заложены основные ценностные подходы советского государства. Среди них "чтобы не зря" - можно идти на любые жертвы, но ради великой цели. Герои преодолевают множество испытаний, но они оправданы необходимостью создания и укрепления сильного государства. Причем не только во время Великой Отечественной войны, когда против врага сплачивается все общество (и даже ничтожный трус Полипов смеет слабо, но возражать Лахновскому), но и в другие периоды истории.
Следующий тезис — общественное выше частого. И если человек ставит свой частный интерес выше общественного, то встает на кривую дорожку, которая ведет к полной моральной катастрофе (Федор Савельев). Но если для него важнее интерес общественный, то он может исправиться, даже если искренне ошибался по объективным причинам, например, принадлежности к чуждому классу (сын белого полковника Петр Зубов).
И еще – нельзя обижаться на государство, даже если его отдельные представители творят несправедливость. По наущению того же Полипова и при участии доносчиков честный, но недалекий сотрудник НКВД Алейников арестовывает невиновных людей. Тема репрессий ни в книге, ни в фильме не замалчивается, но излагается в логике советского патриотизма. Рано или поздно, но государство разберется, реабилитирует (может быть даже прижизненно), накажет виновных (в фильме это показано более отчетливо – вскрывается старое провокаторство Полипова, которое в книге ему удается скрыть). Надо только подождать и надеяться на лучшее. На Алейникова, кстати, тоже обижаться сильно не стоит – все же он осознал, исправился и погиб в бою с украинскими националистами.
! Орфография и стилистика автора сохранены