В Дубае отгремел очередной авиасалон. Ковид отступает, и увеличиваются масштабы международной активности. На мероприятии были широко представлены и европейцы, и американцы, и россияне.

Главным номером российской экспозиции стал прототип лёгкого истребителя пятого поколения Су-75. Российская пропаганда вовсю пытается представить этот продукт как потенциально востребованный покупателями. На авиасалоне был представлен рекламный ролик, доставивший пафосом громких заявлений.

В ролике речь идёт от лица типичного ближневосточного генерала — из тех, что больше времени проводят в салонах красоты, подстригая бороду, а не на поле боя. Генерал несёт пафосную ерунду на фоне кадров, где пилот на взлёте вместо того, чтобы толкать рычаг управления двигателем вперёд, тянет его на себя; где в одном строю с Су-75 и Су-35 находится американский F-15E; где Су-75 сражается с турецким беспилотником и американским F-35, а ракеты вылетают из нераскрывшихся бомбоотсеков. Вышло типичное видео от "девочек-дизайнерок", которыми славится пиар многих военных изделий.

В рамках пиара, как в ролике, так и в заявлениях официальных лиц, часто звучат слова про "экономику войны". Су-75 старательно представляют как уникально дешёвую машину, которую планируют продавать всего за 30–35 млн долларов. Цена 30 млн долларов за истребитель пятого поколения в 2021 году звучит, мягко выражаясь, нереально. Десять лет назад модернизированные Ми-29 стоили дороже, а модификации Су-30 продавались за 50 млн долларов. Сегодняшняя цена Су-35 на иностранных контрактах приближается к 100 млн долларов за борт. Российская пропаганда может бесконечно повторять про низкие ценники и стоимость эксплуатации в разы ниже, чем у F-35, но реальные контракты демонстрируют, что российские самолёты лишь немногим дешевле, чем подобные американские. При этом электроника у американцев гораздо более качественная, а производительность и стоимость труда американских рабочих на предприятиях в разы выше, чем российских. Как в таких условиях для истребителя пятого поколения собираются сделать цену в 30 млн долларов — загадка.

Надо заметить, что концепция лёгкого и дешёвого истребителя могла бы сработать. Армия может быть или многочисленной, но плохо вооружённой, или компактной, но высокотехнологичной. Одни вкладываются в хайтек, другие в рожающих пушечное мясо мамок. В случае, когда на один F-35 приходится три-четыре Су-75, американскому бойцу пришлось бы нелегко. Однако официальные заявления российских ответственных лиц показывают, что и здесь с полимерами традиционные проблемы. Так, глава ОАК Ю.Б. Слюсарь заявил, что всего планируется продать около 300 машин. Суждено ли сбыться этим наполеоновским планам — большой вопрос. Да и экономика этого мероприятия довольно забавная. В разработку последних американских истребителей вкладывались десятки миллиардов долларов. Россия же собирается разработать истребитель и заработать на его продаже около 10 млрд долларов. В реальности прибыли при таких заявляемых цифрах есть большие сомнения. Впрочем, для некоторых россиян всегда есть бюджет, из которого легко получить необходимую сумму.

В дни выставки много хвастовства прозвучало и на тему российских беспилотников. Российские БПЛА наконец-то оторвались от земли и начали поступать в войска. Пиар в СМИ идёт традиционно ядрёный.

Пропагандистские ресурсы давно рассказывали, что БПЛА "Орион" управляется через спутники. Это нормальный способ управления для дронов такого класса. Американские беспилотники уже более двадцати лет поднимаются с аэродромов вблизи зоны военных действий, а потом через спутники управляются операторами, находящимися на территории США. Заверения российской пропаганды в том, что "Орионы" имеют схожие возможности, не вызывали удивления. Были подозрения, что возможности России в части спутниковых технологий далеки от американских и каналы связи не способны поддерживать значительное количество БПЛА одновременно. Но российская пропаганда умеет удивлять. На днях прозвучало заявление генконструктора "Орионов", что планируется оснащение дронов системой спутниковой связи, работы над этим уже ведутся и в 2022 году ожидаются первые результаты. Остаётся только порадоваться за успехи пропагандистов и пожелать конструкторам когда-то догнать телевизор.

Остальные проблемы российских дронов никуда не делись. В первую очередь, провал в ключевом элементе авиационных систем — в двигателях. В России критические проблемы с поршневыми и турбовинтовыми двигателями. Все программы импортозамещения традиционно заканчиваются неудачей. Катастрофа Ил-112В стала ярким примером этих проблем. Качественных двигателей для БПЛА тоже нет.

Что ещё хуже для российского государства, экспертами отмечается, что после десяти лет шойгувской прогрессивной модернизации армия продолжает двигаться по инерции советской школы и не готова к работе с новым типом оружия. Заказываемые количества "Орионов" невелики и не позволят быстро исправить детские болезни БПЛА и снизить цену. Боевые действия в Сирии показали, что Россия в 21-м веке продолжает делать упор на неуправляемое оружие, потому что корректируемые боеприпасы по стоимости опережают американские аналоги. Даже дешевизна рабочей силы и несложные для 2021 года технологии не позволяют компенсировать мелкосерийность. Только массовое производство могло бы сделать дроны доступными, но ничего подобного не наблюдается.

Совсем наивно смотрятся российские потуги на Ближнем Востоке. Страны, которые тесно союзничают с США, имеют возможность приобретать лучшие в мире дроны Predator и Reaper со спутниковыми каналами управления, широкой номенклатурой управляемого оружия и отличным опытом реального применения. Страны, не имеющие доступа к американскому оружию, охотно закупают турецкие дроны, которые хоть и не обладают возможностями американских моделей, но хороши по соотношению цена/качество и тоже имеют положительную историю боевой работы. А остальные идут к Ирану.

Неожиданно Тегеран сегодня занял нишу производителя самых дешёвых дронов для самых нетребовательных покупателей. Иранские дроны нельзя сравнить с американскими, турецкими или израильскими машинами. Чаще всего иранские БПЛА — дрянные поделки, которые производятся из коммерчески доступных компонентов и собственных разработок. Часто эти дроны вместо того, чтобы нести управляемое оружие, сами являются управляемой бомбой. При всей технологической убогости Ирана концепция работает. Массовые дроны показали, что они являются реальной угрозой и для нефтяных объектов Саудовской Аравии, и для Израиля. Найдётся ли для России место на столь плотном рынке дронов Ближнего Востока — вопрос риторический.

В первой половине ноября в России прозвучала новость о ещё одной проблеме в оборонке. Вице-премьер Юрий Борисов сообщил, что из-за коронавируса умерли многие генеральные конструкторы в ВПК. Здесь красноречиво демонстрируется эффективность российских локдаунов, российской вакцинации, возраст ключевых инженерных кадров в ВПК и того, как система бережёт эти кадры. Советское наследие отмирает. Новое поколение пока демонстрирует только отличные таланты пиара.

Алекс Кульманов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter