(Примечание. Котурны – это такие мужские лабутены для драматических актёров в древнеримском театре)

В знак любви к циклу романов Михаила Успенского о Жихаре в этом тексте я буду называть себя Недостойный Лю (персонаж цикла - китайский придворный философ).

Так вот, давно Недостойный Лю так не получал "в табло", как от коллеги Игоря Александровича Яковенко, с которым, как он справедливо указал, мы рядом висим на "Каспаров.ру", что, опять же по его чрезвычайно точному замечанию, "требует откликаться на приветствия".

Недостойный Лю в моем лице совершено согласен – только мудрец способен быть столь вежливым, вися на одной перекладине с собеседником.

Если Игорь Александрович критикует Недостойного Лю за промахи и ошибки, то при этом упрекании все-таки должна быть хоть какая-то, пусть жалкая и примитивная, но логика. Если Недостойный Лю "трижды промахнулся мимо цели", то как он исхитрился "камня на камне не оставить от… колонки". Правильнее было бы сказать: Недостойный Лю тремя меткими выстрелами разнес все мое старательно возводимое сооружение. Это в плане борьбы за честность в политике.
Собственно, Недостойный Лю не ждал такой отповеди. Недостойный Лю счел, что яростно бросился на поддержку "висящего рядом" коллеги. Но увы и ах, услужливый дурак вновь оказался опаснее врага, как мог сказать бы Учитель Кун Недостойному Лю во время спиритического сеанса.

Но уж коль пошла такая дискуссия – режь последний огурец. Словосочетание "честная политика" звучит также классно, как "честный банкир" или "честный разведчик", "честный полководец", "честный адвокат"... Например, про необходимость финансистов или ритейлеров быть честными, хорошо говорить на вечных посиделках в канале РБК. Но даже не банкете среди коллег, а на каком-нибудь профессиональном форуме - Красноярском или Гайдаровских чтениях - произнесение подобного призыва со сцены (даже не в кулуарах) вызовет у окружающих тяжкие чувства: то ли чувак переэксперементировал с фармацией… то ли перенапрягся в вечных сражениях с налоговой и следственным комитетом…
Нам нужна честная политика! – это хорошо звучит на митинге… И толпа озабоченной демократической интеллигенции заходиться в овациях. С думской трибуны - тоже так четко…

Вы себе можете представить где-нибудь в недрах "Арагви" или "Пекина" добрых старых времен громогласный тост: "Ну, за честную торговлю!"? И сразу десятки, сотни, тысячи блогеров и читателей самых идеально-демократических взглядов немедленно, дружным хором: вот потому мы так и живем, что некоторые не хотят быть честными…

А теперь по существу. Профессор Николай Розов правильно упомянул "Бхагавадгиту" и Обезьянознаменного Арджнуну. Недостойный Лю согласен с тем, что любой социум разделен на 4-5 принципиально различные социокультурные группы, которые назывались то варнами, то кастами, то сословиями, и которые принципиально отличаются ментальными структурами, отличаются до такой степени, что имеют различные этосы (от монаха не требуют храбрости, от рыцаря - деловой аккуратности, от торговца -  философской отрешённости...)

Так вот, Недостойный Лю напоминает, что раджа-варна объединяет и правителей (политиков и администраторов), и воинов и военоначальников. И всем им свадхарма (нравственный закон их касты) разрешает обманывать, но не разрешает предавать. Абсолютная интеллектуальная честность же и бесстрастие – это сватхарма ученого и философа. И если от революционного политика мы ждем рыцарственности, то от обычного буржуазного кандидата в депутаты требовать самозабвенной честности – это какой-то даже садизм.

Я, Недостойный Лю, писал и говорил раньше и повторю еще раз: революционная политика (а последовательно-оппозиционная политика в сегодняшней России – это революционная политика) – это коалиционная война. Командир и, тем более, полководец на такой войне – обязан быть имморален, т.е. позволять себе и ложь, и жестокость, и коварство… Он только не должен предавать своих, или становиться мародером, или напрасно жертвовать бойцами ради тщеславия… Только потому, что это приводит к немедленной деморализации собственного воинства. Но "кинуть" союзника, наобещав тому "сорок бочек арестантов", дабы вынудить взять на себя большее бремя и, тем самым, сохранить свои ресурсы и солдатские жизни, это – вполне в порядке вещей. Другое дело, что нельзя переборщить, иначе в критический момент тебя бросят разочарованные союзники…

Поэтому во время предвыборной кампании уловки, недомолвки, излишние обещания входят в правила игры. И если своей "межеумочностью" ты оттолкнёшь 1% "чистоплюев", но подтянешь 6% колеблющихся, то, считай, что 5%-барьер ты уже прошел. А уж в парламенте-марламенте – оттягивайся сколько хочешь.

Теперь о Крыме и пресловутых 15%. Социологу по основной специальности (пнул все-таки оппонента Недостойный Лю) надо понимать, что 15% антипутинцев – это и коммунисты, считающие путинизм прямым продолжением ельцинизма, а Крым и Сирию – "отвлечением трудящихся от классовой борьбы"; и русские ксенофобы, для которых Путин предал Донбасс и позирует в кипе; и мусульмане и тюрки, солидарные, кто с крымско-татарским народом, а кто и вообще – с движениями с запрещенными названиями.

И еще надо заставить европеизированный слой общества придти на выборы, ибо он, этот слой, выборами традиционно брезгует, считая их уделом "быдла с зомбоящиком", доля либеральной интеллигенции в этом слое уж совсем невелика.
Испепеляюще честная позиция по Крыму приведет к тому, что тема защиты "русского Крыма" (страдающего в блокаде, трепещущего перед приходом карателей и Меджлиса и прочее в том же духе) станет главной в пропаганде против Демократической коалиции. В ином случае с убойной темой антикоррупции и международных авантюр будет солировать именно Демократическая коалиция, педалируя чувства разобиженного среднего класса, который из-за каких-то романтических шахтеров Донбасса, сдатчиков халуп под Ялтой и воинственных оборванцев в Сирии лишили кучи ништяков.

Либералам куда удобнее защищать интересы мелкой буржуазии от воинственных и хищных феодалов, красиво называя это отстаиванием "верховенства права", чем разоблачать национализм в пору его всенародного подъема.

Или тогда, поучает Недостойный Лю, договорим всё до конца: Крым – захвачен, Донбасс – оккупирован, выборы – обман, режим – фашистский; мы не можем (не решаемся, не умеем) позвать на баррикады, но мы их готовим, денно и нощно разоблачая… как советские диссиденты 20 лет готовили Августовские баррикады… и строить агитационные кубы не для потешных муниципальных выборов, а для борьбы с налогом на дым (на капремонт), с нехваткой лекарств для инвалидов, в защиту ипотечников…

Евгений Ихлов

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены