Всего в 2008 году на послание президента аккредитованы 292 журналиста. В предыдущие два года их количество составляло порядка шестисот человек.
Как рассказал Барабанов, в предыдущие два года существования The New Times проблем с аккредитацией у него не возникало. Барабанов писал репортажи с посланий президента в 2006-м и 2007 годах. "Отказ в аккредитации может быть связан как с нежеланием видеть кого-то конкретного, так и со сменой формата события — меняется зал, в котором оно будет проводиться", — заявил Барабанов. По его словам, официальная причина отказа в аккредитации — нехватка мест в соответствующем зале.
Как известно, послание Медведева будет произнесено в Георгиевском зале Кремля, а не в Мраморном, как это делал Владимир Путин. По словам Барабанова, Георгиевский зал призван вместить "распухшие" за последние годы штаты министерств, полпредств, Общественной палаты и других ведомств.
Барабанов отметил, что журналистов никогда не пускали в один зал с чиновниками, слушающими послание президента. По его словам, "для журналистов существовало специальное фойе, где мы смотрели послание на телеэкране, как и все обычные граждане нашей страны". Единственная польза от присутствия в фойе состоит в том, что, когда послание заканчивается, губернаторы, министры, руководители силовых структур и другие чиновники выходят из зала, проходят мимо журналистов и "можно у кого угодно попросить интервью, вплоть до премьер-министра", — уточнил журналист.
"Отказ в аккредитации журналиста на послание президента незаконен", — заявил руководитель центра экстремальной журналистики Олег Панфилов корреспонденту Собкор®ru. Панфилов пояснил, что в законе о СМИ есть специальная статья об аккредитации, которая разъясняет ее правила. Каждая организация вправе вводить собственные правила, но они не должны выходить за рамки закона. "Дополнительных ограничений быть не может, даже если речь идет об Администрации президента", — заявил Панфилов.
Журналистам, которым отказали в аккредитации, Панфилов рекомендовал подать официальный запрос в Администрацию президента с требованием объяснить причины отказа. "Ответ будет служить основанием для подачи иска и возбуждения административного дела", — сказал Панфилов.
Однако Илья Барабанов не намерен жаловаться на отказ в аккредитации. "Практика избирательной аккредитации незаконна, но слишком часто применяется. Судиться с пресс-службой Кремля бессмысленно. Они всегда могут сказать, что потеряли наш факс или что факс не прошел", — сказал Барабанов корреспонденту Собкор®ru.
Руководитель центра экстремальной журналистики заявил, что чем больше в стране установлено правил при получении акрредитаций, тем несвободнее страна. "Единственной страной на постсоветском пространстве, где не нужны аккредитации, является Грузия. Любой журналист может приехать откуда угодно и свободно работать в этой стране", — заявил Панфилов.