В данный момент отколовшиеся располагают более чем десятью зарегистрированными религиозными организациями. Это чрезвычайно важный момент, на нем стоит остановиться подробнее. Ранее от РПЦ откалывались в основном приходы — так сказать, первичные организации местного уровня. Обычно они уходили под юрисдикцию других Православных церквей. И не сказать, чтобы этот процесс на территории РФ имел в последние годы массовый характер.
В данном случае речь, скорее всего, идет о десяти организациях регионального уровня, то есть в более чем десяти регионах уже завтра могут появиться легитимные конкурирующие с РПЦ структуры. Вряд ли раскольники смогли зарегистрировать новые юридические лица. Для этого нужны религиозные группы – добровольные объединения граждан, которые смогут через органы местного самоуправления подтвердить свое существование на данной территории в течение 15 лет. Зато отколоть десяток православных организаций от РПЦ было не так трудно. Дело в том, что в соответствии с Федеральным законом РФ "О свободе совести и религиозных объединениях" религиозные организации могут свободно выходить из состава своей централизованной организации, каковой является и РПЦ МП, лишь письменно уведомив об этом Министерство юстиции. Подобные прецеденты случались в отношении мусульман. Если лидеры раскольников оказывались достаточно харизматичными, а их внешние доноры располагали солидными денежными средствами, то такие региональные структуры выживали.
Пока вопрос о руководителях нынешнего раскола остается до конца не выясненным, но анализ внутрицерковной ситуации позволяет сделать некоторые предположения.
В существование в недрах РПЦ некого подобия либеральной оппозиции верится с очень большим трудом. По крайней мере, до сих пор она себя никак не проявляла. Зато радикальное крыло Церкви за последний год не только укрепило свои позиции на фоне усиления тренда на изоляционизм власти, но и обрела публичного лидера – епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана).
Диомид встал в открытую оппозицию политике РПЦ МП, а в конце ноября опубликовал беспрецедентное послание с требованием отлучить Патриарха от церковного общения за совместную молитву с католиками в соборе Парижской Богоматери в октябре 2007 года. По мнению чукотского епископа, это стало "наглядной демонстрацией ложного единства представителей православия и ереси католицизма". К тому же, по его утверждениям, католики чуть ли не попирали во время богослужения икону Владимирской Божьей Матери ногами.
На первый взгляд позицию Диомида и его сторонников можно охарактеризовать как разновидность православного фундаментализма. Здесь и неприятие доктрины экуменизма, а РПЦ активно участвует в экуменическом движении, и все те же претензии в общении с "еретиками-католиками", и настороженное отношение к ИНН, и подозрения в потакании всемирному масонскому заговору, когда Православная церковь участвует в межрелигиозном саммите накануне заседания правительств стран "большой восьмерки", и тому подобное.
Но что интересно, уже в первом нашумевшем письме общественности в феврале этого года, Диомид высказался против практики участия Церкви в политике ("Призыв к голосованию за определенных политических лидеров, вопреки церковным канонам и в нарушение соборной клятвы 1613 года"), а также критиковал попрание принципа соборности в связи с долгим отсутствием созыва Поместного собора – высшего органа управления РПЦ согласно ее же уставу. Поместный собор в противоположность Архиерейскому, который сейчас де-факто управляет церковными делами, собирается с участием мирян. Эти требования носят политический характер. Возможно, фундаменталистская оппозиция внутри РПЦ играет какую-то более интересную и пока скрытую от глаз стороннего наблюдателя роль. В этом случае выстраивание параллельной церковной структуры самому Московскому патриархату не так бессмысленно и авантюрно, как может показаться. Кто знает, вдруг некоторая часть российской политической "элиты" видит в конкуренте РПЦ рычаг давления на общество и своих противников во властных коридорах.
Теперь, кажется, не просто так в последние дни церковные и близкие РПЦ общественные деятели активно занимаются увещеванием Диомида. Количество различных писем и обращений к нему исчисляется десятками, а в некоторых публикациях отчетливо прослеживается мотив обличения несамостоятельности деятельности оппозиционера – клирика. Церковники призывают Диомида одуматься и отказаться от тех, кто стоит за ним и руководит строптивым епископом.
Наши источники утверждают, что большинство иерархов РПЦ относятся к раскольникам неодобрительно. По их данным в аппарате РПЦ сегодня уверены в том, что крупнейшая религиозная организация сумеет подавить "мятеж". Однако сам факт раскола в одной из наиболее влиятельных и лояльных Кремлю структур накануне выборов президента впечатляет. Не верится, чтобы Чукотский епископ или кто-то другой начали сегодня строить "новую православную церковь" без высоких покровителей сверху. И на этом фоне все кампании о монолитности режима выглядят не слишком неубедительными.
Вы можете оставить свои комментарии здесь