"Я всегда рад быть в России", — сказал при встрече Дэвид Сэттер (David Satter), известный политолог и автор нескольких книг о нашей стране. Сейчас он приехал в Москву с целью собрать материал для своего нового исследования. Интересует его отношение русских к советскому прошлому, рассматриваемое через призму особенностей русского характера и менталитета. В отличие от многих тенденциозных исследователей Дэвида отличает стремление к многоплановости, обзор предмета исследования с разных точек зрения, и его книги пользуются большой популярностью по обе стороны океана.

— Дэвид, а насколько сегодня в США интерес к России велик?

— Когда Россию рассматривали как угрозу США, интерес был очень большим. После распада СССР он упал, а теперь снова возрос, когда обозначилась опасность возврата к прошлому авторитарному государству. Такая вероятность чревата новой напряженностью. Люди хотят знать, как такое могло случиться? Теоретически вспышка эпидемии тоталитаризма возможна и в других стран. Ведь страны Европы все болели этой болезнью в разной степени. Был нацизм в Германии, Италии, диктатура в Испании. Насколько глубоко Россия упала в эту "яму"? Возможно, как самый слабый член западной цивилизации, она смертельно поражена вирусом тоталитаризма? Российское государство олицетворяет потенциальную судьбу многих "смертельно больных стран": есть ли у них шанс на выздоровление?

— Насколько, по-вашему, идеология марксизма послужила благодатной почвой для "вируса тоталитаризма"?

— В материалистической идеологии марксизма источником ценности является классовый интерес, то есть все, что в интересах пролетариата — это хорошо. Материализм не допускает существования высшей сферы. Для западной философской мысли более характерна другая традиция, исходящая из того, что источником фундаментальных ценностей не является сам человек. Нравственные ценности, добро — это дар божий. Таким образом, все действия человека, вся его общественная и социальная деятельность требуют высшей санкции. Это и есть нравственное сознание. Такой религиозный склад мышления укоренился в западном обществе. Отсюда и социальные практики. Демократия — требование равенства всех перед законом — исходит из равенства людей перед богом.

— Вы считаете, что у русских другой склад мышления?

— На мой взгляд, у русских очень слабое ощущение абсолютных ценностей. Это связано, по моему мнению, с длительным дисбалансом в отношениях между государством и личностью. Многие люди в России не обладают этическими стандартами и в вопросах нравственности полагаются на государство. Его интересы поставлены выше интересов индивида. В условиях чрезмерно гипертрофированной роли государства становятся возможными многочисленные жертвы, например, жизнью миллионов крестьян ради индустриализации страны. В результате этого опыта, мне кажется, нравственный инстинкт атрофируется. Человек уже не отвечает за свои поступки.

— В тонких вопросах нравственности разве кто-то имеет право выступать в качестве судьи?

— Замечу, что люди одинаковы везде. Одна из актуальнейших проблем современного общества — развитие индивидуального чувства ответственности у человека. На западе достоинство человека закреплено в разных институтах. В России значимость человеческой жизни дезавуирована, в этом смысле она уникальна. Европейский суд завален жалобами от россиян. Для тех, кого судят, может быть, судебная процедура и обидная, и неприятная, но необходимая. Ведь унижение личности человека продолжается. На последних выборах в Государственную думу России гражданам предложено голосовать вместо "Единой России", за Путина, но своего плана он так и не обнародовал. Так что по сути люди не знали, за что голосуют. Таким образом, нынешней режим выказывает пренебрежительное отношение у людям, дескать, им и не обязательно знать, что будет делать власть, не их это ума дело.

— А разве какую-то страну можно считать образцом демократии?

— Я не советую кого-то копировать, но существуют позитивные практики. Так почему бы их не использовать? Например, в США кандидаты в депутаты Конгресса или в президенты всегда имеют определенные позиции, и люди точно знают, за что они голосуют. Нельзя полностью полагаться на субъективные ощущения. Взрослые люди должны более рационально относиться к власти, а не с легкостью доверять свою судьбу какой-то личности, все равно, что ребенок отцу. Это инфантильно, неоправданно, к тому же опасно. В конце концов, человек не господь Бог! И все это свидетельствует о том, что тоталитарный вирус находится в сознании людей в России. Его надо истреблять, так или иначе.

— Как? Как борются с птичьим вирусом, полностью уничтожая курей, им пораженных?

— Я говорю образно. Как бороться, какое применять лекарство — дело самих русских. Моя позиция наблюдателя — невмешательство. Но мне кажется вполне демократичным, что американцы высказывают свое мнение: что-то критикуют или хвалят. Это не оперативное вмешательство. Россия слишком большая, и США здесь мало что могут сделать. Как говорят в России: спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

— В какой мере Россия, по-вашему, пораженная вирусом тоталитаризма, угрожает миру?

— Россия потеряла половину промышленного потенциала и не может соревноваться с Западом. Она может создавать определенные проблемы для соседей и затруднять тем самым всеми силами то, с чем США борются. Российское оружие используется в разных конфликтах, например, в Ливане, и продолжение такой политики, конечно, несет угрозу миру. Но на мой взгляд, самую большую опасность представляет массовая коррупция в России. Это означает, что правительство не контролирует свою территорию и не обеспечивает контроля за оружием массового поражения. Террористические группы легко могут заполучить материалы для его изготовления. Массовая коррупция порождает очень нестабильную ситуацию. К тому же правительство лишает себя стабилизаторов политического процесса, роль которых выполняют различные независимые институты: суды, СМИ, парламент. Существование запрета на политику порождает конфликты внутри государства.

— Насколько реалистичным вам представляется прогноз Эндрю Качинса относительно сценариев будущего России, отправной точкой которых служит убийство действующего президента РФ 7 января 2008 года после рождественской службы в храме Христа Спасителя?

— Эти построения, мне представляются, фантастическими. Это очень не похоже на Эндрю. Я хорошо знаю этого человека, входящего в небольшой круг людей в США, интересующихся Россией. У нас не принято высказываться по поводу своих коллег, но доклад не назовешь серьезным исследованием.

— Как, вы считаете, будет развиваться Россия?

— Двоевластие опасно. Взять хотя бы ситуацию 1993 года, когда бывшие соратники и защитники Белого дома Хасбулатов и Ельцин оказались по разные стороны баррикад. И нет никаких гарантий, что Медведев будет вечно послушным и избежит искушения воспользоваться большими полномочиями президентской власти, ведь на президентскую администрацию завязаны основные финансовые потоки. Эта властная конфигурация предполагает единственного лидера, и каким бы незначительным человеком ни казался Медведев, переделать ее без конфликта под двух сложно. Путин тоже был незначительный человеком, но при помощи СМИ стал "выдающимся". По моему мнению, российская элита не решила проблему власти до сих пор. Ситуация нестабильная, думаю, не исключены провокации. Бог знает, как далеко может зайти конфликт силовиков.

— Какого рода провокации вы имеет в виду, на вроде взрывов домов в 1999 году?

— На базе существующей информации, основываясь на свидетельствах и доказательствах о причастности спецслужб к взрывам домов, можно сделать вывод, что это была политическая провокация. Это очень чувствительный вопрос, я открыт для новой информации. Я также не могу утверждать, что Путин ответственен за взрывы домов, для этого у меня нет доказательств. То же могу сказать про Беслан и "Норд-Ост". Существует очень много вопросов, требующих тщательного расследования.

— Насколько властная элита США враждебно настроена по отношению к России?

— Никто не мыслит категориями холодной войны и не хочет с Россией воевать. Только сумасшедший может вынашивать дурацкие планы по расчленению России. Трезвый ум понимает, насколько Россия важна для глобального баланса. Слабая России будет поглощена Китаем. В отношении к России существуют две альтернативы: сопротивляться ей или умиротворять? Критиковать ее за то, что ОМОН нападет на безоружных людей, или промолчать? Неужели кто-то критику расценивает как враждебность?

— Недружелюбными выглядят шаги по развертыванию США средств ПВО в Восточной Европе?

— Эти установки направлены на предотвращение возможного нападения Ирана, который закупает ракеты у Северной Кореи, развивает собственные ракетные технологии. Этой стране нельзя доверять, нельзя рассчитывать на ее лояльность. Это очень страшно. Способствуя наращиванию ядерного потенциалу Ирана, продавая ему противоракетные установки, путинский режим больше думает о своих собственных интересахне, а не интересах страны. Здравомыслящий политик не стал бы даже оказывать дипломатическую поддержку Ираку, который всегда рассчитывает на Китай и Россию. Блокирование международных санкции против Ирана - это недальновидно.

— Очевидно, что вирус тоталитаризма поразил не только нашу страну?

— В своих рассуждениях о "вирусе тоталитаризма" я имел в виду отступление от норм западной цивилизации. Россия — это часть нашего христианского мира. В мусульманских странах тоталитарное устройство — это правило. И возможно, мы меньше, чем следует пока обращаем внимание на тоталитаризм в странах, рассматриваемых как другой мир, к примеру, в Китае.

— Грядет ли, по вашему мнению, усиление конфликта между цивилизациями?

— Пока актуальными остаются конфликты внутри самих цивилизаций. В Иране исламский радикализм не все поддерживают. На почве религиозного фанатизма, прежде всего, погибают сами мусульмане.

— Можете ли вы сказать, что с симпатией относитесь к нашей стране?

— Вообще, мое любопытство к России зародилось очень рано. В 13 лет ребенком я стал заниматься со старой эмигранткой русским языком. Мои предки жили в девятнадцатом веке на территории Российской империи, со стороны матери — в Киеве, со стороны отца — в Польше и Белоруссии. Дед мой говорил по-украински и по-русски. У России очень много очаровательных черт. Ситуация здесь сложная, с учетом опыта строительства советского общества. Россия — как страна особая, представляет собой интересную, увлекательную задачу для интеллектуала.

Ольга Гуленок

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter