Проект Градостроительного кодекса Москвы, одобренный столичным правительством и в ближайшие недели ожидаемый в Мосгордуме, – квинтэссенция градостроительной политики мэрии. А как же еще – кодекс все-таки, основной документ. По сути, он закрепляет сложившуюся практику: исполнительная власть теперь самолично принимает решения о застройке конкретных микрорайонов. От этой хлопотной обязанности освобождены не только горожане, но и вполне послушная Мосгордума. Наверное, потому, что она законы принимает и обсуждает публично.

Федеральное законодательство со всеми его многочисленными недостатками написано совсем в ином духе. Генеральный план города, основу будущей застройки, принимает представительный орган власти, а не исполнительный (в случае с Москвой – Мосгордума). И все конкретные проекты строительства на конкретной территории утверждаются тоже представительными властями – органом местного самоуправления. То есть в случае чего жители будут знать, за кого не стоит голосовать на ближайших выборах. Какой-никакой, а все же инструмент давления.

Совсем игнорировать этот порядок в мэрии, конечно, не могли. И не стали: утверждение Генплана, согласно проекту Градкодекса, отдано Мосгордуме. Только вот генплан такого большого города – просто по определению – документ общий: сколько квадратных метров построить, сколько гектаров парков оставить. А вот вопрос, где именно возводить дома и супермаркеты: на пустыре на отшибе или в уютном дворике в центр, – решается уже в конкретных программах по реализации генплана. Тут-то и оставили столичные чиновники себе лазейку: в проекте московского Градкодекса придумали термины, в федеральном аналоге отсутствующие: территориальные и отраслевые схемы планирования развития территорий.

Схемы будет разрабатывать, утверждать и актуализировать исполнительная власть. По уверениям авторов документа, это не равнозначно изменению Генплана (что делать можно только через Мосгордуму), это всего лишь инструмент реализации основного градостроительного документа. И, говорят авторы, инструмент эффективный: "существенно ускоряющий инвестиционные процессы, ликвидирующий промежуточные стадии градостроительных работ, требующий согласований и выпуска распорядительных документов". С последним утверждением не поспоришь: действительно, утомительные процедуры прений в парламенте по каждому микрорайону или даже дому могут существенно подпортить стахановские показатели столичного стройкомплекса. Правда, как показывает практика, непубличные проекты застройки зачастую оборачиваются головной болью для чиновников и инвесторов – когда люди ломают вдруг появившийся в их дворе забор. Видимо, справляться с сопротивлением недовольных стройкой горожан в мэрии посчитали более легким делом, нежели убеждать их.

Об органах местного самоуправления, которые по федеральному законодательству утверждают градостроительные планы, можно и не говорить. Потому что муниципалитеты в Москве бесправны. Не так давно глава департамента территориальных органов исполнительной власти Москвы Сергей Зверев высказался на эту тему: "Если мы разрешим местному самоуправлению определять правила застройки районов, то можем получить 125 разных городов. В одном районе разрешат строить здания не выше двух этажей, а в соседнем – только небоскребы". То есть, такое важное дело простым смертным доверять нельзя, потому разрушат они единый план. А Мосгордума, вернее, ее большинство из "Единой России", сама не хочет брать на себя детальные проекты и программы: мол, погрязнем в них и вообще исполнительной власти виднее.

Остается еще процедура публичных слушаний, предусмотренная федеральным законодательством: ни один строительный проект не может быть утвержден без протокола заседания жителей района. Вот только в Москве роль жителей на публичных слушаниях обычно играют сотрудники ДЕЗов и других зависимых от власти организаций. И процедура оказывается фикцией.

Особенно недовольны люди точечной застройкой. Настолько, что мэр Юрий Лужков как раз накануне своего переназначения публично объявил этой практике войну. Правда, в последующие месяцы его ближайшие подчиненные сделали столько оговорок к заявлениям своего шефа, что жесткий запрет на "уплотниловку" превратился неопределенное пожелание постараться больше так не поступать. Уже начавшиеся стройки власти трогать не собираются, за редкими исключениями. А заключенные инвестконтракты просто еще раз перепроверят. Обещали хотя бы не допускать точечную застройку в будущем, но и это оказались лишь слова.

В проекте Градкодекса есть статья 42 "Особенности разработки градостроительных планов земельных участков, предназначенных для размещения и строительства, реконструкции объектов капитального строительства на не подлежащих реорганизации застроенных жилых территориях". В ней прописано, что можно воткнуть во двор. Оказывается, что угодно: объект социальной инфраструктуры районного значения, объект, необходимый для обслуживания граждан (например, супермаркет), объект транспортной или инженерной инфраструктуры. И жилой дом, конечно – но не коммерческий, а муниципальный, по горзаказу. Получается, единственное, что сделали – отстранили от точечной застройки частных инвесторов. Это, казалось бы, тоже неплохо. Однако при существующем порядке принятия решений может привести и к худшим последствиям. Одно дело, когда жители уплотняемого микрорайона противостоят коммерческому застройщику, другое – когда будут воевать с очередниками. Ничего хорошего точно не выйдет.

На вторничном заседании правительства Москвы Юрий Лужков сказал, конечно, что пункт о точечной застройке надо бы подправить – прописать его более тщательно. Но сделают ли это – пока вопрос. Через пару недель документ поступит в Мосгордуму, его обсудят на комиссиях, вынесут на первое чтение, примут, возьмут время на поправки. А тут, глядишь, и выборы уже пройдут. И необходимость что-то там серьезно править и конкретизировать отпадет сама собой.

Алексей Стасевич

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter