"Царь умер, да здравствует царь!" - кричат с мостовых и из подворотен. Ликующий народ-богоносец истово приветствует нового царя. Мужики радостно кидают в воздух шапки и ботинки, женщины – чепчики, лифчики и прочие предметы туалета. Несется по Руси огромной японской волною цунами Благая Весть – царь, царь, царь!

Пожалуй, примерно так представляют себе российскую политику многие так называемые патриоты и державники, сторонники крепкой президентской власти. Удивительная уверенность в том, что русский народ – это такая парадоксальная политическая общность, которая физически не может жить без царя – особый русский путь. На эту очевидную, но весьма зыбкую уловку царизма клюют порою и вполне приличные люди – к примеру, недавний доклад Института национальной стратегии, с оригинальным предположением сделать Путина царем. Впрочем, не столь уж оригинальным – это уже давно предлагает газета "Завтра".

Что, Вовку на царство?

Откуда же происходит этот дурной миф, что русским де необходим царь? Хотя бы даже просто и в качестве символа. Для того чтобы делать подобные заявления требуется, как минимум, провести масштабное социологическое исследование. То есть, попросту спросить у этого самого русского народа – нужен ли ему царь, а коли нужен, то, собственно, зачем?

Но нет, царизм нам пытаются впаривать на уровне пресуппозиции, на уровне аксиомы. По-шамански повторяя старые заклинания, что большинство "за Путина", о неимоверной популярности президента. Непонятно, правда, зачем тогда отменять порог явки, если большинство "за"? Да и было ли это "за"? В условиях тотально подконтрольного телевидения и декоративно демократических институтов – как знать?

В восьмидесятые годы был такой анекдот: после смерти очередного ветхого генсека – у Вас есть пропуск на похороны? Спасибо, у меня абонемент. Это, собственно, и есть "король умер – да здравствует король!" в русском исполнении. Никакого благоговения к царю – сплошной черный юмор. Вообще, откровенный глум в отношении таких сакральных фигур российской государственности, как "генерал" или "поп" встречается крайне часто в фольклоре. Существуют и стихи эпохи Французской революции в переводе, приписываемом Пушкину:

Мы добрых граждан позабавим
И у позорного столба
Кишкой последнего попа
Последнего царя удавим!

Такой вот царизм. А дело в том, что под боком "России царской" традиционно жила (кхм-кхм!) "другая Россия". Россия свободолюбивая, демократичная, ничуть не зараженная верноподданническими комплексами и прочим державным холуйством.

Крупнейшая историческая цитадель этой "другой России" – Великий Новгород. Торговая, аристократическая Новгородская республика была одним их самых крупных игроков на политико-экономическом поле средневековой Европы. Новгород боялись шведы и рыцари ливонского ордена (а не наоборот, как утверждает обычно советская историография).

Политическая жизнь Новгородской республики была организованна вокруг вече. Главное вече, которое было полномочно принимать решения от лица всего Великого Новгорода, соответствовало нескольким правилам: присутствие высших чинов города, присутствие представителей всех новгородских концов, присутствие представителей всех социальных слоев. Соблюдение этих правил обуславливало законность решений, принятых на вече. Не правда ли, вполне развитая демократическая процедура для якобы "дремучего" средневековья?

Кроме того, словом "вече" именовалось практически любое, даже самое мелкое народное собрание, на котором решались какие-либо вопросы. Военный совет в войске тоже именовался вече. Таким образом, мы имеем традицию представительской власти, задокументированную в самом языке. Никакого благоговения перед князем новгородцы не испытывали, руководствуясь принципом: ты исполнительная власть – вот и исполняй. А не хочешь исполнять – так пшол вон.

Вече было также и высшей судебной инстанцией, в том числе арбитражной.

А в 1218 году был зафиксирован случай недельного(!) противостояния двух вече – на Ярославском дворе и у собора Святой Софии. Ничего не напоминает? Может, Майдан?

Но на этом, разумеется, история русского республиканства не заканчивается. Интересным примером тут может послужить казачество. Атаман Войска Донского избирался коллективно войсковым кругом – собранием всего войска. Выборы атамана происходили ежегодно и решались большинством голосов. Помощники атамана – есаулы, тоже избирались кругом, а вовсе не назначались атаманом. Атаман был исполнителем решений круга и единоличной власти не имел. После окончания "срока атаманства" он снова становился рядовым членом войска.

Многие регионы, входившие в состав Российской Империи, отличались весьма широкой автономией и самоуправлением. Да и СССР изначально задумывался именно как Страна Советов – страна представительских органов – и лишь затем только скатился к дурному автори-царизму.

Итак, Россия и русская нация имеют весьма старые и развитые парламентские традиции, традиции свободного самоуправления. Так почему же столь многие кричат о "необходимости царя", "сильной руки"? Одно из двух: либо они не знают историю, либо сознательно брешут. Либо это больные на голову "либералы", которые рисуют Россию дикой со знаком минус и требуют насаждения американского варианта президентской республики, либо столь же больные "патриоты", которые рисуют Россию дикой со знаком плюс и требуют царя, обязательного православия в школах и новых опричников.

Никакой царь и символ (символ чего – царизма?) русским не нужен. Русским нужно, чтобы их, наконец, оставили в покое и дали вспомнить свои древние парламентские традиции, актуализировать, наконец, свободную "новгородскую линию". Самим. Снизу, а не сверху.

Буквально недавно в Великом Новгороде состоялся первый в истории русского национального движения Новгородский саммит (точнее, названный по традиции "Вече"), участники которого в скором времени напомнят русскому народу о его исконных ценностях и традициях. Новгородская республика – вот наша исконно русская традиция!

А нынешняя псевдодемократическая "Эрэфия" выглядит сугубо авторитарным государством по сравнению с казачеством, еще более авторитарным – по сравнению с Новгородом – восьмивековой (!), между прочим, давности.

Не "Вовку на царство", а сильнейшее ограничение президентской власти, возрождение исконно русской Парламентской республики – Вечевой республики. А все, кто до сих пор считает, что "Росси нужен царь" – отчаливайте, пожалуйста, поскорее в славный город Каракорум. Столицу Золотой Империи, колыбель великоордынских традиций "сильной руки", Родину концепции "суверенной президентии". Вас там давно ждут.

Ну, или по традиции – в Волхов.

МИХАИЛ ПОЖАРСКИЙ

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter