Федеральные законодатели, принявшие "Жилищный кодекс", меньше всего думали снабдить граждан прямым руководством к действию. Например, Комитет общественного самоуправления Астрахани назвал этот документ информационной диверсией. Людей специально решили запутать в трех соснах (способах управления), а в результате оставить все, как есть. За исключением, конечно, бремени ответственности за содержание жилья и проведение капитального ремонта. Бюрократия ловко перевела "стрелки" на народ, предлагая ему вкусить по-настоящему плоды приватизации. Реформа жилищно-коммунального хозяйства пущена на самотек, что грозит непредсказуемыми последствиями.

До сих пор жилищно-коммунальная сфера находится вне зоны права. Жилищным фондом, ставшим по сути частным, управляют муниципальные конторы без всякого на то основания и по навязанным собственнику правилам. В "едином котле" плавятся платежи граждан за коммунальные услуги, бюджетные средства для поддержания в рабочем состоянии муниципальных сетей, а также доходы от сдаваемой в аренду недвижимости. Это объединение ресурсов, позволяющее оперативно затыкать определенные дыры, спасло муниципалитеты в период кризиса неплатежей, и приучило глав местных администраций использовать карман ЖКХ, черпая из него средства, как на политические, так и прочие местечковые нужды.

Власть, неконтролируемая обществом, не имеет никаких стимулов для сохранения общественной собственности. Так что в развитие инженерной инфраструктуры муниципалитеты давно уже ничего не вкладывают. Все заботы по прокладке коммуникаций переложены на строителей, которые изначально закладывают в стоимость жилья свои расходы. Потому и цены на жилье в России запредельные. Изношенные же городские сети латаются за счет тех средств, что собраны с граждан на ремонт их собственных домов. Такие решения принимаются руководителями городов в угоду коммунальных начальников. Подобные покушения на частный карман остаются безнаказанными, а соблазн велик: суммарная плата граждан за коммунальные услуги по объему сопоставима со вторым бюджетом.

Муниципальные управляющие структуры крепко держатся за свой "бизнес", основанный на том, что коммунальные ресурсы у поставщиков приобретаются по приборам учета, а население платит по установленным нормативам. Для такой системы ЖКХ внедрение измерительных приборов – вещь ненужная, мешающая хозяйствовать. Ведь газовые счетчики, фиксирующие потребление газа, служат к тому же и индикаторами утечек.

В коммунальной сфере рынок, предписывающий продавцам производить отпуск товара в соответствии с его количеством и качеством, не действует. На плечи рядовых потребителей почему-то возложена обязанность по приобретению приборов учета, стоимость которых для них непосильна. Различные нормативные документы, как-то "Положение о расчетах за коммунальные услуги по показаниям приборов учета" фактически не работают.

После принятия Жилищного кодекса муниципалитеты выступают инициаторами проведения собраний жильцов для выбора способа управления домом. И понятно почему, ими реализуются такие сценарии собраний, которые бы полностью исключили перемены в системе ЖКХ. Ну, переименуют ЖЭУ в управляющую компанию, и все. Муниципальные управляющие компании начинают навязывать собственникам свои условия. В предложенных ими договорах не просматривается забота о ресурсосбережении.

Сохранение старой схемы приведет к усугублению проблем жилищного фонда, требующего в масштабе всей России триллионов рублей для своего восстановления. Россияне и без того якобы задолжали за потребленные жилищно-коммунальные услуги, которые фактически не были оказаны, сотни миллиардов рублей. Просроченную задолженность имеют миллионы семей, из них половина не платит более шести месяцев, то есть, согласно Жилищному кодексу семьи, подлежит выселению. И в перспективе этим людям вообще не светит крыша над головой!

Деприватизиция – это тоже путь в никуда. Кто будет выкупать жилье? Муниципалитеты? Но у них для этого нет денег. Да и разве после продажи жилья бремя его содержания станет легче? К тому же добрая половина армии неплательщиков состоит из вполне законопослушных граждан. Экономическая ситуация для большинства промышленных и сельскохозяйственных предприятий России далеко не благоприятна. Выход один – демократизация сферы ЖКХ, и Жилищный кодекс его не исключает.

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) – это орган собственников многоквартирного дома, организационно-правовая форма демократического управления общим имуществом. Есть необходимость его создания в каждом доме, что и делается во всех новостройках. ТСЖ – некоммерческая организация, не занимающаяся управлением дома. Функции этого органа сводятся к определению задач для управляющих компаний и осуществлению над ними контроля. Основная же цель управления: снижение стоимости затрат по обслуживанию дома.

Общее собрание собственников выбирает правление ТСЖ, которое осуществляет не выбор способа управления, а выбор конкретного управляющего или организации, специализирующейся на оказании управленческих услуг. На таком рынке также есть некоммерческие организации, на них и необходимо ориентироваться. В конце концов, надо понять, что управление жилищным фондом не бизнес.

Граждане совершенно дезориентированы публикациями в прессе. На них льется поток дезинформации, инспирированный властью. Ей невыгодно, чтобы люди, получив навыки управления собственным домом, стали наводить порядок в местном самоуправлении и управлении всем государством. Она совершенно не заинтересована в проведении демократических реформ. Федеральная и прочие уровни власти сейчас живут припеваючи. Численность административного аппарата постоянно увеличивается, комфорт офисных зданий и автомобильного парка растет, и благосостояние чиновников тоже.

Такое положение чревато социальным взрывом. Сохранение старой затратной системы ЖКХ наносит государству двойной вред: расточает природные ресурсы и разоряет большинство граждан. Все это ведет государство в целом, а не только отдельные муниципальные образования, к банкротству.

Ольга Гуленок

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter