Чем больше Владимир Путин находится у власти, тем меньше свободы становится у граждан. Для авторитарного лидера, который теряет доверие с каждым днем, единственным выходом остается запугивать людей. Для нынешней власти очень важно уважение, а в контексте патриархальной страны с сильным влиянием тюремной культуры уважение строится на страхе. 

В том году гражданам было запрещено выходить на мирные собрания. Безусловно, в пандемию это совсем не безопасный способ заявить о своей гражданской позиции. Однако "забота" государства о гражданах будто заканчивалась только на этом. Столпотворения в метро, забитые больницы, отсутствие денежной поддержки не сильно волновали власть. Под видом коронавирусной профилактики запретили даже одиночный пикет, а пикетную очередь признали митингом. Страна возвращается к обычной жизни, и большинство ограничений снимаются, ну, кроме ограничения на митинги, конечно же. С этим, скорее всего, будут тянуть долго. Может, еще примут какой-нибудь законопроект, согласно которому митинговать можно будет только на окраинах городов. Такую инициативу, кстати, уже обсуждали.

Ещё и Госдума повысила штрафы за участие в акции. За неповиновение силовикам на митинге — штраф до 4 тысяч рублей (за повторное — до 20 тысяч) или до 120 часов ареста. За финансирование митинга вопреки запретам — штраф от 10 до 20 тысяч рублей или до 50 часов обязательных работ для граждан, штраф от 70 до 200 тысяч для должностных лиц.

С февраля нельзя высказаться, используя обсценную лексику. Точнее, можно, но если у страницы или пользователя менее пяти тысяч подписчиков. Власти посягнули на святое для русского языка — мат. Табуирование мата очень странная вещь. Мат является довольно старой разновидностью лексики. Его использовали классики русской литературы в обыденной речи. Мат считался простонародной лексикой. 

Это не то, что завезли с Запада и пытаются с помощью него развратить наше прекрасное общество. Да и сами депутаты не раз прибегали к ненормативной лексике во время заседаний. 

Советский филолог Борис Успенский связывал появление мата с языческими культами. Само слово "мат" происходит от слова "мать". Это мать земля в языческих культах, Богородица в христианстве или кровная мать. 

Удивительно, что сильного возмущения по этому поводу не было, только Сергей Шнуров во время пресс-конференции Владимира Путина поинтересовался, как обходиться без мата. На это Путин ответил, что есть и другие слова, например "редиска". У нас вообще часто любят слова менять: не "взрыв", а "хлопок", не "мирная акция", а "беспорядки". 

Сравнивать современное с делами уже минувшими считается плохим тоном. Однако можно проследить схожие тенденции. Как и несколько десятков лет назад, государство взяло на себя ответственность выбирать, что можно и что нельзя читать, смотреть или слушать гражданам. Так, суд Санкт-Петербурга запретил несколько аниме, посчитав, что они наносят вред. Порывались запретить песню Моргенштерна "Я съел деда" за название, но пока процесс приостановился. 

Пока еще можно сравнивать действия власти современной России с коммунистической партией СССР, но вот совсем скоро нельзя будет сравнивать Советский Союз с нацистской Германией. Путин уже поручил Госдуме разработать такой законопроект. 

Также Госдума может уже на следующей неделе рассмотреть в первом чтении законопроект о запрете на публичную демонстрацию изображений лиц нацистских военных преступников. Только интересно, что они будут делать с учебниками по истории. 

Государство будто стремится создать стерильное общество, при этом сильно критикуя, например, культуру отмены, которая актуальна в США и Европе. Культура отмены предполагает, что частные компании не будут сотрудничать со знаменитостями, которые как-то провинились. Безусловно, эта практика на данный момент не совершенна. Например, стоит ли судить человека, точнее порицать, за то, что он сказал что-то плохое несколько лет назад? Пока этот вопрос остается открытым. Однако очевидно, что частные компании имеют право приостанавливать сотрудничество, например, с Джоан Роулинг за ее трансфобные высказывания, которые она сделала здесь и сейчас. 

Кто-то, кому высказывания Роулинг кажутся симпатичными, может выступить в ее защиту и не сотрудничать с теми, кто ее порицает. И тут нет посягательства на свободу слова. Свобода слова — это всегда между государством и человеком. Свобода слова предполагает, что вас не посадят за высказывание. В России как раз сажают. Или лишают работы. 

Например, медиахолдинг "Газпром-медиа" убирает упоминания актрис Саши Бортич и Яны Трояновой за политические (оппозиционные) высказывания "из всех своих промоактивностей". Центр Мейерхольда удалил со своего сайта страницу актрисы Варвары Шмыковой, известной по нашумевшему сериалу "Чики". Факт удаления подтвердила арт-директор центра Елена Ковальская. Вот такая своеобразная культура отмены, только в российских реалиях.

 

Анна К

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter