Феминистские ценности в России воспринимаются неоднозначно как консервативно настроенными гражданами, так и в так называемой либеральной тусовке. Кто-то вспоминает лозунг, придуманный активисткой Залиной Маршенкуловой, — "Сядь на лицо мужского одобрения", других сильно беспокоят "коверкания" языка посредством феминитивов, а кто-то не может решить вопрос, открывать ли дверь перед женщиной.

В любом случае феминистское движение в России есть. И его поддерживают не только женщины. Мы поговорили с мужчинами — сторонниками феминизма и узнали, почему феминизм полезен также и для мужчин. Таких мужчин часто называют профеминистами, а вот как они себя называют, узнаем у наших героев.

 

Леонид Мойжес, журналист

Леонид не идентифицирует себя как профеминист — говорит, что нет потребности в самоопределении. Феминизм, однако, поддерживает. "Мне немного неловко использовать слово "феминист", потому что я чувствую, что претендую на какие-то незаслуженные лавры", — рассказывает журналист.

Леонид трактует феминизм как движение, которое борется за прекращение разнообразной дискриминации в отношении женщин, начиная от законодательной и заканчивая культурной.

Он поддерживает движение, так как считает, что все люди должны быть равны. Феминизм же как раз работает на это, отмечает Леонид.

"Кроме того, чисто эгоистически я верю, что феминизм может заставить массовую культуру измениться в лучшую сторону, так как заставит авторов адаптироваться к новым реалиям, расширять набор сюжетов, экспериментировать и меняться", — добавляет мужчина.

По словам журналиста, идею равенства, а соответственно, и феминизм должны поддерживать вообще все люди независимо от их пола.

К феминитивам журналист относится с пониманием. "Я считаю, что инициатива тут должна исходить от называемого. Если человек ясно дал понять, что хочет, чтобы его называли через феминитив, то я спокойно буду это делать, но по умолчанию использую устоявшиеся формы", — говорит Леонид.

Многие ругательства в русском языке до сих пор связаны с гендером. Мужчина может обозвать другого мужчину, приравняв его к женщине, что будет, в соответствии с его логикой, оскорблением. Таким образом, в нынешних реалиях, поддерживая женщин, мужчина может столкнуться с дискриминацией. Сам Леонид с подобным никогда не сталкивался.

 

Роман Рогозинский, инженер-конструктор

Называет себя профеминистом. Роман считает, что мужчины могут и не поддерживать феминизм, но поддерживать и уважать феминисток необходимо.

По его мнению, феминизм — это временное явление на пути к доверительному обществу, в котором не будет априорного угнетения.

С дискриминацией никогда не сталкивался. "Я не стесняюсь говорить, что встречаюсь с феминисткой", — рассказывает Роман.

Считает, что феминитивы — это нормальные слова для бытового употребления.

 

Арден Аркман, фотограф

Поддерживает феминизм независимо от направленности. Арден идентифицирует себя как профеминист. Считает, что феминизм должны поддерживать все, потому что равноправие — обязательный признак цивилизованного общества.

"Мужчинам пора подвинуться, проявить эмпатию, выключить агрессию и включить чувство справедливости — тогда многие социальные проблемы отпадут сами собой.

Пора перестать бороться с феминизмом. Как сказал Виктор Гюго, "все силы в мире не так могущественны, как идея, время которой пришло".

"Патриархат как система угнетения бьет по людям любого гендера, он воспроизводит культуру насилия, жертвами которой становятся и мужчины, пусть и в разы реже", — говорит Арден. Он отмечает, что это не значит, что мужчины должны искать в феминизме выгоды для себя. Люди продолжат жить по "диким, варварским" законам, пока не наступит равноправие, полагает Арден.

Лучшим способом объяснить, что такое феминизм, мужчина считает цитату писательницы Мэри Шир:

"Феминизм — это радикальное мнение о том, что женщины — тоже люди".

Арден рассказывает, что он сталкивался с дискриминацией из-за поддержки феминизма. "Раньше очень возмущался, если слышал сексистские шутки, в итоге нарывался на оскорбления и насмешки уже в свой адрес. С одной работы так пришлось уволиться: коллеги не могли свыкнуться, что кто-то защищает женщин, и начали травить. Теперь стараюсь избегать "традиционных" мужских коллективов, перестал общаться со знакомыми сексистами. Считаю, что феминизм нужно поддерживать в любой атмосфере (конечно, пока это не опасно для здоровья). Голос разума должен звучать даже там, где его не хотят слышать", — говорит фотограф.

Молодой человек сам использует феминитивы, так как считает, что общественное мировоззрение не может измениться без модернизации языка. "Наши мысли — это слова, и женщины должны быть видимы, особенно в профессиональной лексике. Язык развивается вместе с нами, и феминитивы — яркий тому пример", — заявляет Арден.

 

Максим Подвальный, преподаватель

Максим считает, что без победы феминизма невозможно завершение гуманистического и демократического проектов. Также он убежден, что сложившаяся патриархальная система не выгодна лично ему. Мужчины должны поддерживать феминизм, так как существующая система гендерных ролей давно устарела и начинает ограничивать их самих в выборе жизненного пути, отмечает молодой человек.

Феминизм Максим объясняет как попытку реализовать на практике декларируемые демократическими государствами гарантии равенства граждан. "Женщины и мужчины очевиднейшим образом не равны перед законом и моралью точно так же, насколько не равны перед ними богатые и бедные, люди со связями и без и т.д.", — говорит Максим.

Из-за поддержки феминизма ему приходилось сталкиваться с устным осуждением.

 

Владимир, журналист

Поддерживает все феминистические движения, за исключением радикального феминизма. Владимир считает, что этому движению не требуется поддержка от мужчин. Больше всего ему ближе либеральный феминизм.

Феминизм поддерживает, так как считает, что женщины в России находятся в уязвимом положении. Владимир уверен, что мужчины должны поддерживать феминизм, потому что базовые положения феминизма — это про осознанность, гражданскую ответственность и т.п.

Владимир иногда использует феминитивы, но не считает их обязательными. "Если человек конкретно хочет, чтобы его обозначали феминитивом, использую то слово, которое ему хочется", — говорит мужчина.

 

Антон, IT-специалист

Антон называет себя профеминистом. Поддерживает феминизм, потому что считает, что движение освещает проблемы, которые являются корнем многих других несчастий. Считает, что люди, которые не поддерживают феминизм, просто недостаточно о нем знают.

Сам мужчина больше симпатизирует интерсекциональному феминизму.

По словам Антона, мужчины должны поддерживать феминизм, так как они являются членами общества. "Если часть социума не поддерживает движение за равные права — то движению есть над чем работать", — добавляет Антон. Он отмечает, что, понимая проблемы других групп, начинаешь лучше понимать других людей и само общество.

"Это система взглядов и ценностей, направленная на то, чтобы уравнять людей в правах и сделать мир лучше", — объясняет феминизм мужчина.

Антон сталкивался с пренебрежительным отношением из-за поддержки феминизма.

К феминитивам мужчина относится положительно. "Конечно, некоторые очень непривычно применять в речи — например, подругу, которая занимается фотографией, я называю "фотограф". Но по большей части мне вполне комфортно. Это не мое дело, как люди хотят, чтобы их называли", — рассказывает Антон.

 

Евгений Беличков

Идентифицирует себя как интерсекциональный профеминист. Поддерживает феминизм, так как считает, что существующие в виде гендерных стереотипов неравенства наносят вред как мужчинам, так и женщинам.

"Традиционный уклад" делает женщину экономически незащищенной, а "традиционные ценности" заставляют её стыдиться своей физиологии и сексуальности, не дают ей возможности выбрать собственное отношение к репродукции. Женщина в такой ситуации фактически лишена очевидных свобод и подушек безопасности, которые есть у мужчин, причём совершенно несправедливо. И это мы ещё говорим о более-менее "конвенциональных" вещах в современной России, потому что всё-таки домашнее насилие (хоть оно и чрезвычайно распространено в нашей стране) социальной конвенцией в РФ, на мой взгляд, не является", — говорит Евгений.

Феминизм, отмечает мужчина, учит слушать друг друга, поддерживать, видеть в друг друге людей, а не гендерные шаблоны. Он понимает феминизм как комплекс течений, объединенных идеей того, что определённая гендерная принадлежность (прежде всего, но и не только она) не должна иметь своим прямым следствием наличие неоправданных преимуществ у одних групп людей с одной стороны, и появление столь же неоправданной дискриминации в отношении других групп людей.

"Я абсолютно убеждён, что отношения и браки разваливаются в значительной степени потому, что ни мужчину, ни женщину не учили и не учат адекватному взаимодействию в паре, чуткости, проговариванию, открытости и доверию, полноценной взаимопомощи, умению слушать и принимать друг друга и т.д. Что женщины терпят абьюз потому, что их не научили уважать себя, свои права и потребности. Таким образом, я поддерживаю феминизм, потому что считаю его действенным средством положительной модернизации реальности", — заявляет Евгений.

Мужчина уверен, что феминизм необходимо поддерживать не только женщинам. Нормы, которые диктует патриархат, также касаются и мужчин.

"В качестве идеального мужчины-партнёра женщинам предлагается образ этакого альфа-самца, до уровня которого 98% представителей "сильного пола" никак не дотягивают и в итоге чувствуют себя униженными и (хотя бы в чём-то) неполноценными", — рассказывает Евгений.

Из-за этих стандартов мужчины могут испытывать трудности в личной жизни. Феминизм, добавляет Евгений, учит принимать себя не только женщину, но и мужчину.

"С другой стороны, наличие экономической незащищённости у женщины предполагает гиперкомпенсацию подобного состояния со стороны мужчины. Последний чувствует неравноценность экономического вклада партнеров в рамках пары, и это не всегда положительным образом влияет на микроклимат внутри неё. Более того, наличие большей ответственности у мужчины за достаток повышает уровень стресса, заставляет делать серьезную ставку на работу, что может привести как к проблемам в паре, так и ко вполне ощутимым неприятностям со здоровьем", — считает мужчина.

Некий "традиционный уклад" диктует определенную модель семьи, где женщина постоянно рожает, а мужчина "несёт на себе все тяготы жизни".

"Проблема только в том, что мужской организм, мужское сердце, мужская психика в какой-то момент могут не выдержать уровня стресса и напряжения, в результате чего такая семья вполне может внезапно остаться без кормильца с матерью-одиночкой, не имеющей опыта работы", — заключает Евгений.

Он убежден, что экономическое и социальное равенство являются залогом безопасности семейных отношений и благоприятного социального климата, а умение принимать себя, проговаривать свои желания и потребности делают людей более счастливыми.

Идея маскулинности, согласно которой мужчина — это защитник и он должен вести себя определенным образом, тоже вредна, считает Евгений. "Отсутствие феминного опыта у мужчин приводит к нарастанию непонимания между полами, что, опять же, делает людей несчастными. Сакраментальный вопрос "Чего хотят женщины?" возникает как раз из-за того, что мужчинам никто даже не пытался честно объяснить, а чего, собственно, женщины хотят, как видят мир и что чувствуют. Мужчина может совершенно не понимать, например, что его поведение считывается женщиной как сомнительное и даже опасное, и в результате будет терпеть сплошные неудачи в личной жизни. При этом он не будет иметь никакой возможности это исправить, пока ему наконец кто-нибудь не объяснит, в чём дело", — говорит Евгений.

Анна К, Лиза Маркони

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter