За 30 последних лет мир очень сильно изменился. Исчез СССР, усилился КНР, США остались первыми. Изменения очень ярко демонстрируются на примере Военно-Морских Флотов разных стран. Т.к. ВМФ — очень дорогое удовольствие и в серьёзном виде его могут позволить себе единицы, то это хороший индикатор положения дел в стране.

 

Сегодняшний ВМФ Китая был основан в сентябре 1950 года и является частью Народно-освободительной армии Китайской Народной Республики. Изначально ВМФ НОАК развивался под активным влиянием СССР. До конца 80-х основной задачей была оборона побережья. В 80-е в составе имелось уже две АПЛ с баллистическими ракетами. На конец 80-х по численности ВМФ НОАК оценивался как третий в мире с численностью 350 000 человек и около 2000 кораблей. Основой являлись небольшие корабли. Устаревшие дизельные подлодки, эсминцы и фрегаты, вооружённые китайскими репликами старых советских ракет из 50-х, и почти 900 маленьких торпедных и ракетных катеров.

Макет авианосца в научно-исследовательском центре ВМС КНР в Ухане. Сентябрь 2019.

С 1990-х гг. ВМФ НОАК начинает своё превращение в полноценный океанский флот. Первая попытка Китая создать современный эсминец типа 052 оказалась не очень успешной. Новые китайские эсминцы 80–90-х годов не обладали серьёзным вооружением и боевыми возможностями. В 90-е годы нуждающийся в технологиях Китай заказывает у России несколько эсминцев проекта 956Э, которые стали донором технологий. Сегодня в облике новейших китайских эсминцев просматриваются черты натовских кораблей и в первую очередь американских эсминцев "Арли Бёрк". Серия 052С (6 штук) уже обладает РЛС с активными фазированными антенными решётками (АФАР). Следующая за ними серия 052D неофициально называется "китайскими Иджисами" — мощная РЛС, Боевая информационно-управляющая система (БИУС), универсальная пусковая установка для ракет разных типов. В составе ВМФ НОАК имеется уже 14 эсминцев этого типа, заложено или находится на разных стадиях постройки ещё 10. Венец китайского ВМФ на сегодняшний день — эсминцы проекта 055. Это большой корабль, водоизмещением более 12 тыс. тонн. Самое современное китайское электронное оснащение, 112 универсальных пусковых установок, технологии стелс. Пока планируется 8 таких кораблей. В будущем эсминцы проекта 055 будут оснащены лазерами и системами ПРО.

Динамика ввода в строй китайских корветов проекта 056 и 056А в 2012–2023 гг. Синяя кривая — спуск на воду, зеленая — предполагаемая передача флоту, красная — фактическая передача.

В общей сложности в составе ВМФ НОАК на сегодняшний день около 500 активных боевых кораблей. В их числе:

  • 2 авианосца в строю (+2 заложенных);
  • 7 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (запланировано 6 новых);
  • 12 многоцелевых атомных подводных лодок;
  • 55 дизельных подводных лодок;
  • 36 эсминцев;
  • 52 фрегата;
  • 50 корветов;
  • 6 крупных кораблей-доков типа 071 с водоизмещением около 25 000 тонн;
  • более 60 десантных кораблей с водоизмещением 2000–5000 тонн;
  • около 100 ракетных катеров, включая около 60 типа 022.

Из американского доклада о модернизации китайского военно-морского флота.

Сегодняшний китайский флот представляет собой грозную силу у своих берегов. И теперь ВМФ НОАК создаёт дальний океанский флот, способный успешно противостоять американскому вдали от своих берегов. Так, Китай долгое время ориентировал свою морскую пехоту на действия в ближней морской зоне. Сейчас он активно строит экспедиционные силы, способные действовать на океанских просторах. Одна из главных причин необходимости серьёзного флота — необходимость защиты бесперебойной поставки нефти в КНР. Китай активно растёт и нуждается в ресурсах. Если в 2005 году добываемая на своей территории нефть покрывала около половины потребностей, то к 2016 году импортируемая нефть составляла две трети от потребляемой. Обострение отношений с США может привести к тяжёлой энергетической ситуации. Для обеспечения бесперебойных поставок КНР активно наращивает ВМФ и пункты обеспечения его деятельности в Тихом и Индийском океанах.

Авианосец "Рональд Рейган" (CVN 76) возглавляет Ударную группу авианосцев 5 (Carrier Strike Group, CSG 5), над которыми пролетает стратегический бомбардировщик B-52 Stratofortress и палубный истребитель-бомбардировщик FA-18 Hornets во время учений Valiant Shield 2018.

Флот США на конец 1980-х уступал советскому по количеству надводных кораблей и подводных лодок основных классов. В составе флота США было 430 крупных кораблей, в составе советского — более 500. Советский флот превосходил США и по количеству мелких боевых единиц. США значительно превосходили по количеству основных ударных кораблей. На 1989 год СССР имел четыре авианесущих крейсера и 96 крупных боевых кораблей. США имели 17 авианосцев и более 200 крупных кораблей от фрегата и выше. Похожая ситуация была и с экспедиционными силами. Десантные корабли СССР были небольшими и не предназначались для операций вдали от своей территории. В то же время американские десантные корабли представляли собой крупные платформы с собственной авиацией и большим количеством техники и десанта на борту. В те времена советский подводный флот был самым крупным в мире. Даже с учётом большого количества устаревших подводных лодок его возможности оценивались высоко. В то же время выход в Атлантику был серьёзно затруднён. В 90-х планировалось серьёзное изменение ВМФ СССР. Численность должна была сократиться, при этом должно было возрасти количество крупных современных боевых кораблей и подводных лодок.

На 2020 год флот США является самым мощным. Он отстаёт от китайского по номинальному количеству боевых кораблей, но кардинально превосходит по количеству крупных кораблей и по их качеству. ВМС США насчитывают 490 кораблей на активной службе и в запасе, имеют высокую степень унификации с малым количеством разнотипных кораблей. В том числе в составе:

  • 11 атомных авианосцев, аналогов которых не имеет ни одна страна в мире (10 типа "Нимиц", 1 типа "Джеральд Форд". Строятся новые "Форды", которые будут заменять выбывающие "Нимицы");
  • 9 десантных кораблей;
  • 2 командных корабля-амфибии;
  • 11 десантных транспортных кораблей-доков;
  • 22 ракетных крейсера;
  • 70 ракетных эсминцев;
  • 55 многофункциональных атомных подводных лодок;
  • 14 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами;
  • 4 атомные подводные лодки с крылатыми ракетами.

Военно-морские базы в США

Мощь американского флота подкрепляется развитой сетью баз обеспечения по всему миру. Флот США обеспечивает переброску сухопутных сил и ВВС в любую точку мира на транспортных судах. В последнее десятилетие произошёл поворот на Юго-Восточную Азию. Ожидается, что в 2020 году 60% всего флота США будет развёрнуто в Тихом океане. В то же время ВМС США испытывают финансовые проблемы с поддержанием текущего уровня.

В составе ВМС более 400 000 человек, четверть из которых в резерве. Более восьмидесяти процентов состава моряки, около 5% — мичманы, около 15% — офицеры.

Основой ВМС США являются авианосцы и авиация. В составе ВМС США около 2300 самолётов и вертолётов. Ещё более 1200 в составе КМП США. Из них только ударных истребителей-бомбардировщиков "Хорнет" всех типов более 650 штук. Для сравнения: в ВМФ НОАК всего около 300 боевых самолётов (подавляющая часть которых базируется на суше), из которых большая часть устаревших типов. В российской морской авиации менее 200 боевых самолётов.

Флагман Тихоокеанского флота ВМФ России Ордена Нахимова гвардейский ракетный крейсер "Варяг".

* * *

Пока ВМФ НОАК стремительно развивался вверх, российский ВМФ делал то же самое, но в обратном направлении. Распад СССР и резкое сокращение финансирования оборонки привели к катастрофической потере накопленного за предыдущие десятилетия потенциала. На середину 80-х в составе ВМФ РФ насчитывалось более 1500 единиц. Начатую в 80-е модернизацию флота выполнить не удалось. Были списаны практически все корабли, построенные до 80-х. Было потеряно значительное количество кораблей, построенных в 80-е и начале 90-х. Стоимость обслуживания старых кораблей росла по мере их старения, новые почти не строились, качество ремонта упало. Номинально у ВМФ РФ за счёт стратегических ядерных сил второе место в мире по боевым возможностям. Силы общего назначения, несмотря на попытки модернизации, находятся в упадке. Особенно корабли дальней зоны. Старые советские корабли океанской зоны сильно устарели и списываются. Новые корабли строятся в количествах, которые не успевают замещать выбывающие. Последние российские эсминцы были построены почти 20 лет назад. И это были 4 корабля, проданные Китаю.

Сегодня о строительстве эсминцев в России только говорят. Строительство новых кораблей ограничивается фрегатами, корветами и МРК. Крупнейшие успехи российского судостроения — это многоцелевой сторожевой корабль "Адмирал Григорович" (водоизмещением 4 тыс. тонн) и "Адмирал Горшков" (5,4 тыс. тонн). Первый строился около семи лет, второй — около десяти. Для сравнения, на эсминец "тип 45" у англичан ушло порядка шести лет, американцы потратили четыре года на первый эскадренный миноносец "Арли Бёрк" (Arleigh Burke), японцы — четыре года на "Атаго", а китайцы — около четырех на эскадренный миноносец типа 052D. Все эти корабли больше российских фрегатов. В июле 2020 года в планах закладка двух УДК. Эти корабли обещают стать самыми крупными военными кораблями, построенными Россией в 21-м веке.

АПРК Борей и Акула.

 

На сегодняшний день в составе ВМФ РФ номинально 69 подводных лодок всех типов и 219 боевых кораблей и катеров. В их числе:

  • 11 АПЛ с баллистическими ракетами;
  • 9 АПЛ с крылатыми ракетами;
  • 17 многоцелевых АПЛ;
  • 8 АПЛ спецназначения;
  • 23 дизельных подводных лодки;
  • 1 авианосец;
  • 6 ракетных крейсеров;
  • 10 больших противолодочных кораблей;
  • 4 эсминца;
  • 1 фрегат;
  • 10 сторожевых кораблей;
  • 6 корветов;
  • 26 малых противолодочных кораблей;
  • 24 малых ракетных корабля;
  • 20 больших десантных кораблей.

Атомный ракетный крейсер проекта 1144 Адмирал Ушаков (бывший Киров).

Сокращается и российский атомный подводный флот. По оптимистичным прогнозам, ожидается постройка новых 9 "Ясеней" (885/885М) и 10 "Бореев" (955/955А), что даст вместе со старыми — 14 многоцелевых и 12 стратегических АПЛ. Еще полтора-два десятка придется на дизельные лодки. На сегодняшний день из номинальных двух десятков наличных многоцелевых АПЛ фактически на ходу около десяти. Даже в оптимистичных сценариях эксперты говорят, что ожидать от подводного флота РФ возможности противостоять на равных США и НАТО не стоит. По жёстким прогнозам, к 2030 году ожидается менее 30 подводных лодок в составе.

Б-262 "Старый Оскол". ДЭПЛ пр. 06363 "Варшавянка".

Есть серьёзные проблемы с электроникой. В России отсутствует конечное производство базовых компонентов. Гражданская часть российской радиоэлектронной промышленности практически уничтожена, военные системы и системы двойного назначения в упадке. Новые изделия оказываются единичными продуктами, которые не обладают характеристиками серийной продукции. Нужных изделий мало, стоят они дорого, работают хуже, чем ожидается.

Российский флот сегодня находится в плохом состоянии, и восстановить его России вряд ли удастся. В обозримом будущем России придётся ограничиться минимальными военно-морскими проектами. Атомные подводные лодки и небольшой надводный флот.

Заправка эсминцев Ross и Arliegh Burke от американского судна снабжения Medgar Evers.

* * *

Особенности применения боевых кораблей зависят во многом от географии государств. 4 российских флота фактически изолированы друг от друга. Манёвр занимает недели и месяцы, а скрытная переброска существенных сил невозможна. Балтика и Чёрное море — запертые акватории, на которых НАТО имеет подавляющее преимущество. Тихоокеанский флот тоже не способен противостоять флотам потенциальных противников. Северный флот самый мощный, но выход надводных кораблей в Атлантику в случае войны является сложной задачей, в том числе и из-за проблем со вспомогательными судами обеспечения. И даже подо льдами у сегодняшней РФ нет доминирования. Американские подводники имеют более совершенное оборудование и, что более важно, лучшую выучку экипажей.

Североморск

У ВМС НОАК нет проблем с географией. У них фактически единый театр военных действий (Жёлтое, Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря). Основные задачи ВМС НОАК на сегодняшний день сосредоточены в прилегающих морях. Китай обладает серьёзными возможностями на расстоянии тысячи километров от своего побережья. Но уверенно противостоять ВМС США и американских союзников китайский флот на сегодняшний день не может. Однако при текущих темпах строительства к концу десятилетия ВМС НОАК может дополнительно получить 1-3 авианосца, 15-20 новых "больших эсминцев" проекта 055 и 30 эсминцев меньшего размера. Общее количество в строю эсминцев с водоизмещением около 7000 тонн будет насчитывать около 40, а эсминцев 12 000 тонн будет около 20. Фактически Китай получит возможность неядерного сдерживания на море. При этом Китай остаётся подражателем при создании новых кораблей и оружия для них. В основе ракетного вооружения китайских кораблей находятся системы советско-российской разработки.

Китай подошёл куда основательнее к формированию флота, чем в своё время СССР. В Китае параллельно с созданием непосредственно боевых кораблей активно создаётся мощная береговая инфраструктура. Промышленность даёт высокие темпы строительства и ремонта кораблей. При этом, по оценкам специалистов, Китай пока уступает даже России в возможностях радиоэлектронного и гидроакустического оборудования и уровне подготовки экипажей и командования. Военный эксперт из Пекина Чжоу Ченмин заявляет, что Китай значительно отстаёт от США в аппаратных и программных технологиях. Ченмин указывает, что американский флот обладает принципиально более развитой сетью логистики и поддержки, которой нет у ВМС НОАК.

Практика управления крупными силами флота в Китае пока находится на начальных этапах становления, имеется дефицит квалифицированных офицеров, командиров кораблей, флагманских специалистов и штабных операторов, который увеличивается из-за высоких темпов строительства новых кораблей, на которые не хватает людей. Большой проблемой является и общая для китайских вооружённых сил проблема недостаточной инициативы офицеров на местах, которые боятся самостоятельно принимать решения, дожидаясь команд начальников.

Моряки на на авианосце "Джордж Вашингтон" говорят, что рады пообщаться на японском языке.

* * *

Спустя 30 лет после исчезновения СССР США остаются лидером в Мировом океане, имея самое большое количество самых совершенных кораблей, подводных лодок и самолётов. А вот КНР и РФ меняются местами. Россия стремительно отстаёт, сохраняя пока что мощный подводный флот с большим количеством ядерного оружия. При этом, несмотря на наличие более десяти атомных подводных лодок с баллистическими межконтинентальными ракетами, у России нет возможностей обеспечивать их боевое дежурство в море. Российские стратегические ракетоносцы выходят на длительное боевое дежурство менее десяти раз в год. В основном они стоят у причалов. В то время как американские АПЛ типа "Огайо" большую часть времени проводят именно в море. Российский флот, состояние многоцелевых субмарин и надводных кораблей не позволяют обеспечивать безопасность стратегических ракетоносцев в море.

В обозримом будущем можно ожидать значительного усиления китайского ВМФ и ещё большего ослабления российского. США, даже без союзников, останутся сильнейшим флотом на планете.

Алекс Кульманов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter