Марк Випсаний Агриппа был знаменитым воином и очень близким человеком к императору Октавиану Августу. Они с Октавианом вместе выросли, и Агриппа всю жизнь оставался верен другу детства. Они жили в бурное время, Агриппа сражался на стороне Юлия Цезаря в гражданских войнах (а когда его старший брат, сражавшийся против Цезаря, попал в плен, то его отпустили по просьбе Октавиана), потом поддерживал Октавиана во время многих бурных политических событий, и, когда тот стал правителем Рима, Агриппа оказался его важнейшим помощником. Октавиан так его любил, что предложил своему другу развестись с женой и жениться на его, Октавиана, дочери — что тот и сделал.

Октавиан Август был не слишком умелым полководцем, и многие победы, за которые так его воспевали, принес ему Агриппа. А еще Агриппа очень много занимался благоустройством Рима. Октавиан, как любой правитель, ограничивавший древние свободы и присваивавший себе власть, очень хотел выглядеть защитником народа — грандиозные стройки были его коньком. Как же Рим при нем похорошел! И вот здесь Агриппа тоже очень пригодился.

Он проводил в Городе масштабное строительство, строил столь любимые римлянами бани и сады, чинил мостовые, очистил Клоаку максиму, огромную систему канализации — и отвечал за снабжение Рима водой. Вода всегда была проблемой в больших городах — а в огромном Риме тем более, поэтому Агриппа чинил старые и возводил новые акведуки. В 19 году до нашей эры по его приказу был проведен 20-километровый акведук, грандиозный водопровод, который поставлял Риму воду из чистого источника, названного Aqua Virgo — Вода девственницы.

Легенда гласила, что солдаты, страдавшие от жажды, спросили юную девушку, где можно напиться, и она показала им чудесный чистый источник. Оттуда Агриппа и провел воду в Рим. Акведук был таким огромным, что через полтысячи лет, в 537 году, остготы, осаждавшие Рим, попытались по нему проникнуть в город, принадлежавший тогда Византии. К счастью для осажденных, солдаты знаменитого византийского полководца Велисария, заметили свет от факелов пробиравшихся по акведуку врагов и остановили их.

В средние века акведук был более или менее заброшен, но вода-то городу все равно была нужна — папы римские в разное время прилагали усилия для того, чтобы его починить. В XV веке его обновили и назвали уже Aqua Vergine — Вода Девы. Завершался он красивым фонтаном, но не тем, который сегодня отмечает день рождения — до его появления было еще три века.

А вот 22 мая 1762 года был торжественно открыт другой, куда более знаменитый фонтан, вода для которого благодаря различным дополнительным изменениям и продолжениям, приходила из Aqua Vergine.

До этого папа Климент XII организовал конкурс, и выиграл его флорентийский архитектор, но жители Рима возмутились, что фонтан у них будет строить чужак, и заказ передали римлянину Николе Сальви. Строительство шло тридцать лет — за это время успел умереть и сам архитектор, и заказавший фонтан папа римский, и следующий папа, но все-таки в 1762 году уже Климент XIII торжественно открыл то, что стало одним из самых знаменитых мест в Риме — фонтан Треви, где оказались изображены и Марк Випсаний Агриппа, и девственница, показавшая источник воды, и древний Океан, и аллегории Изобилия и Здоровья, и тритоны, и лошади — и чего там только нет.

Огромный барочный фонтан сразу стал привлекать туристов. Не случайно в XIX веке знаменитая писательница мадам де Сталь говорила, что когда фонтан Треви останавливают, в Риме наступает тишина — казалось, что шум воды — это голос самого города. И в какой-то момент в фонтан стали бросать монетки. В разных путеводителях смешно написано, что этот обычай возник после американского фильма 1954 года "Три монеты в фонтане", но это конечно не так. Наверное, фильм распространил этот обычай, но мы ведь знаем, что монетки в воду бросают в самых разных местах.

Этот обычай существовал еще до рождения Марка Агриппы, и уходит корнями в глубочайшую древность — бросая монетку, мы совершаем приношение духам воды, живущим в источнике, море или фонтане. Дух фонтана Треви не обделен поклонниками. Считается, что каждый день в него бросают около трех тысяч евро, а за год собирают почти полтора миллиона.

Конечно, самые разные люди пытались (и, наверное, будут дальше пытаться) доставать монетки. Роберто Черчелетта получил прозвище д’Артаньян, так как у него был длинный, напоминавший шпагу магнит, которым он много лет вылавливал деньги из фонтана. Но вообще-то это считается незаконным. Деньги регулярно достают из фонтана и передают организации Каритас, которая кормит на них голодных, беженцев и бездомных. Год назад мэрия Рима пыталась заявить, что деньги принадлежат городу, но это вызвало возмущение, и Каритас победил. Ура! Лишнее доказательство того, что даже маленькие монетки могут сильно помочь благотворительности.

Тамара Эйдельман

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены