25 марта Путин выступил с обращением к нации и анонсировал нерабочую неделю в связи с распространением коронавируса. Одни самоизолировались, другие устроили выходные по всем правилам: встречи с друзьями, походы в бар и на шашлыки.

Затем в администрации поняли, что называть карантин выходными не очень уместно, и объявили о необходимой самоизоляции. 

Москва первой заявила о режиме самоизоляции. С 30 марта вступил в силу указ, в котором говорится, что самоизолироваться должны все жители Москвы. Закрылись рестораны, кафе, ТЦ и парки. Покидать квартиру москвичам разрешили только в случае угрозы жизни, похода в магазин и прогулки с собакой, но не дальше 100 метров от дома. Аналогичные меры вступают в силу и в других регионах России. 

Тут же Путин подписал закон о поправках в КоАП. Тем, кто нарушит противоэпидемические правила, грозит штраф до 40 000 рублей. Для тех, кто принесет вред здоровью других людей, сумма штрафа может быть увеличена до 300 000 рублей.

Депутаты Мосгордумы утвердили штрафы в размере 4 тысяч рублей для москвичей, нарушивших режим самоизоляции. А если кто-то выезжает за город на транспорте, то должен заплатить 5 тысяч рублей. Депутат от "Единой России" Ольга Мельникова в ходе обсуждения законопроекта сказала, что он направлен на тех, кто уже заражен коронавирусом и обязан находиться дома. Однако в тексте закона этого пункта нет.

Уже 1 апреля МВД составило более 1200 протоколов на нарушителей режима самоизоляции.

Адвокат Мансур Гильманов рассказал Каспаров.Ru, что введенные региональными властями ограничения противоречат Конституции. Гражданам могут препятствовать в свободном передвижении только при режиме ЧС или ЧП.

В связи с этой ситуацией житель Москвы Дмитрий Кисиев подал иск, в котором просил признать пункт 2 указа мэра от 23 марта номер 26УМ не соответствующим законодательству РФ.

2 апреля Путин продлил режим самоизоляции еще на месяц. Также он раздал полномочия главам регионов. С новыми полномочиями главы субъектов могут определять границу территорий, на которых будут действовать ограничительные меры, приостанавливать работу предприятий в регионе, устанавливать режим передвижения людей и транспортных средств и устанавливать сроки действия ограничительных мер.

Лишь теперь, по словам Гильманова, действия региональных властей стали законными.

Из-за минувших выходных, когда некоторые москвичи поехали на шашлыки или устроили пикники у себя во дворе, власти Москвы планировали ввести систему пропусков, однако от этой идеи пока отказались. Первой областью, в которой ввели такие пропуска, стала Нижегородская. Жители области могут выйти из дома только по QR-кодам.

С 3 апреля власти Чечни запретили жителям республики покидать дома с 20:00 до 8:00. В Забайкальском крае запретили торговлю алкоголем с 3 апреля. Как эта мера остановит распространение коронавируса, непонятно.

Некоторые власти даже ограничили въезд в город. Например, 2 апреля Челябинская область закрыла въезд для автомобилей из других регионов. Чуть раньше о закрытии границ объявила Чечня.

Премьер-министр Михаил Мишустин сказал, что закрытие границ между регионами недопустимо, а власти на местах путают региональные полномочия с федеральными.

Региональные власти не знают, что делать, потому что раньше все решал "начальник", теперь же им нужно разбираться самим. Так долго строящаяся вертикаль власти перестала работать и пришел федерализм.

Следят за исполнением указов и наказывают нарушителей сотрудники полиции. Однако они тоже не разобрались, за что можно штрафовать, а за что нельзя. С начала апреля по всей стране начались массовые задержания, составляются протоколы за нарушение карантина (статьи 6.3 и 20.6.1 КоАП).

В Москве на Патриарших прудах оштрафовали мужчину, который гулял с собакой. Точнее, его забрали в ОВД сотрудники полиции, а собака осталась на улице. В итоге суд назначил ему наказание по ч. 1 ст. 19.3 КоАП (неповиновение полицейским). Жителя Уфы оштрафовали на 15 тысяч рублей за то, что он пытался перепарковать машину.

(Правозащитная организация "Агора" опубликовала список указов по регионам. Там можно посмотреть, какие вводятся ограничения. Также в "Агору" можно обратиться за юридической помощью.)

Часть людей осталась с минимальной оплатой труда, другие и вовсе потеряли работу. Вместо того, чтобы оказывать помощь своим гражданам, власть решила их штрафовать и вводить еще более нелепые законы. Власти не предотвращают распространение вируса, а, как обычно, занимаются репрессиями. Возможно, эти репрессивные механизмы останутся и после эпидемии.

Анна К

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter