Насколько сильно отличаются друг от друга женское и мужское?

В философской традиции так сильно, что с Античности они нередко мыслились противоположностями — как у Пифагора, например.

А вот в христианских предоставлениях женщина настолько меркла перед мужчиной, что на полновесную противоположность явно не тянула — и основанная на дихотомиях классическая философия, тему "женского" почти не поднимала. Как, впрочем, и тему пола.

Рационалисты обходились декартовским и кантовским "мыслящим субъектом", который не только пола, но и тела-то не имел.

А вновь заговорил о женщине иррационализм — устами Ницше и Шопенгауэра. Но и тот, и другой, каждый по-своему отрицающий христианство, последовали христианскому умалению женщины и нарисовали ее более чем пренебрежительно.

"Мужчина приобретает зрелости рассудка и духовных сил едва ли раньше двадцати восьми лет; женщина ≈ с восемнадцатым годом. Но зато такой уж и рассудок: вполне скудно отмеренный"; "Женщины … — род промежуточной ступени между ребенком и мужчиной, который и есть, собственно, человек" — это Шопенгауэр.

"Идя к женщине, бери с собой плетку"; "Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет" — это Ницше.

Подлинное этическое и социальное возвышение женщины на Западе стало возможным не только благодаря женской борьбе за равноправие, но и благодаря некоторым психологическим концепциям, ставшим настолько популярными, что изменили общественное сознание.

Жёсткое противостояние "женского" и "мужского" прекратилось, когда стало ясно, что помимо биологического пола существует еще и психологический, и они не тождественны. Оно разбилось в первой половине двадцатого века о юнговские Аниму и Анимуса.

Я уже писала об этом, повторю. Анима — женская часть психики мужчины, Анимус — мужская часть психики женщины. Именно они делают психологический пол каждого человека сложным.

Ещё раз — в нашей психике есть и мужское, и женское. У всех. И это хорошо.

Потому что существование женского (Анимы) в мужской психике отклоняет мужчину от "стопроцентной мужественности". А ведь у "стопроцентного" мужчины всего две природные, биологические функции — размножаться и охотиться. Ему не до глупостей. И именно "глупая" Анима смягчает мужчину, заставляя сворачивать с охотничьей тропы альфа-самца и заниматься всякой не нужной для выживания и размножения чепухой — писать "Фауст", открывать теорию относительности, снимать "Амаркорд" или придумывать интернет. Все это не альфа-самцы сделали — спросите у Юнга.

Точно так же Анимус заставляет женщин отрываться от детей и очага и рассчитывать траектории космических кораблей, становиться премьер-министрами Индии или Финляндии и рисовать, как Фрида Кало.

У всех, читающих эти строки, сильны Анима и Анимус — иначе бы они их не читали.

Отношения мужского и женского в разных людях могут сильно различаться. Отсюда не может не возникнуть идея о том, что психологических полов должно быть множество — идея, которая потом была доведена до постмодернистского "полов столько же, сколько и людей". Идея, которая заставила Запад распрощаться с мыслью о том, что любая сложность пола болезненна.

Сложный ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ пол — это норма.

Более того, сложность пола — это огромный дар Бога ли, природы ли, который позволил человечеству отойти от чисто биологического — то есть отличаться от животных.

Так что с точки зрения современной западной философии мужское и женское не противоположны, а очень непросто соотносятся В КАЖДОМ из нас. Мы все и женщины, и мужчины — психологически.

И при поиске идеального спутника жизни следовало бы искать не собственные подобие или противоположность, а того, у кого мужское-женское находятся в отношении, обратном нашему собственному.

А для этого совсем неплохо было бы разобраться с мужским и женским в себе — хотя бы приблизительно.

И да — с праздником! Он, кстати, тоже сложный.

Вера Афанасьева

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены