Не знаю, каким президентом станет Зеленский. Хотелось бы - чтобы хорошим для Украины. Хотелось бы, чтобы ожидания обмануты не были. И, в любом случае, в Украине - демократия, забронзоветь и офараониться не получится.

Но дело пока - в деталях. В сегодняшней инаугурационной речи. В которой было два замечательных момента.

Во-первых, это - цитирование президента иной страны, и тоже актера.

Это в принципе очень здорово - поскольку я считаю Рональда Рейгана одним из самых выдающихся политиков ХХ века. И обращение именно к его опыту - отличный знак. Но важна и сама цитата: "Правительство не решает наших проблем — правительство и есть наши проблемы". Все так, в ПостСССР в правильности этих слов убедились не раз...

Во-вторых, слова про портреты в кабинетах.

Возможно, это актуально для Украины. Но определенно актуально - для РФ.

Когда для меня была подведена черта под 90-ми и худо-бедной, но демократией?

Именно тогда.

Когда появились эти самые "портретики в кабинетиках".

Ведь, вроде, никакого закона на сей счет не было. Не было никаких жестких постановлений об оформлении кабинетов.

Но портреты появились - и их вывесили. Потому что "есть мнение..." Потому что - "рекомендуется..." Нет-нет, не приказано, и закона никакого нет - но "рекомендовано".
Это - совсем не просто портреты Сами-Знаете-Кого. Это - символ именно некоего "мнения". Которое важнее закона. При помощи которого и станут управлять страной.

И, конечно, это символ начинавшегося культа личности.

Как когда-то при большевиках: сперва - "портреты вождей". Потом - постепенно они меняются в составе. Потом - один портрет становится больше. Потом - остаются два профиля, и профиль живого вождя год от года становится больше, чем профиль мертвого...В начале 2000-х в РФ все было несколько проще. И все равно - столь же неприятно: вывесили портреты - начался очередной -изм.

И вот теперь в соседней стране совершенно недвусмысленно про парадные портреты в кабинетах сказано. С самой высокой трибуны.
И спасибо Владимиру Зеленскому за это.

Егор Седов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены