В РФ в ближайшее время серьёзно увеличится список товаров, которые подлежат обязательной маркировке.

Напомним, маркировка товара - это нанесение на него специальной метки, содержащей данные о том, кто, где и когда произвёл данный продукт, его состав и иную информацию.

Производители легальных и подлежащих маркировке товаров должны наносить метки на упаковки и передавать в специальную систему сведения о продукте и его движении по цепочке вплоть до продажи.

Система работает на основе государственно-частного партнёрства. В 2017 году её оператором стал Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Причём назначен он был без конкурса, решением Медведева, что не удивительно: компания на 50% принадлежит структуре USM Holdings небезизвестного Алишера Усманова и его партнёров, ещё по 25% - у "Ростеха" и Александра Галицкого.

Государственные вложения по программе маркировки не предусмотрены: расходы инвестора оплатят производители. За свои услуги ЦРПТ собирается брать 50 копеек без учета НДС за каждую единицу маркированного товар.

ЦРПТ уже маркирует табачную продукцию и в качестве эксперимента - лекарства. С июня ФНС передаст компании контроль за меховыми изделиями. Предполагалось, что в 2019 году маркировка станет обязательной для 12 категорий товаров: к списку добавятся шины, фотокамеры, обувь, блузы, верхняя одежда, одежда из кожи, парфюмерия, кухонное и постельное белье.

Но всё тот же "не Димон"  решил добавить к списку ещё восемь групп товаров - готовые продукты из мяса и рыбы, бакалею, бытовую технику, детское питание, растительные масла, бытовую химию, косметику, безалкогольные напитки.

Кроме того, после долгих споров чиновники решили маркировать ещё и готовую молочную продукцию. Поставка сырья будет контролироваться с помощью системы электронной ветсертификации "Меркурий", а от завода - с помощью маркировки. Таким образом, всего чиновники намерены маркировать 21 группу товаров.

Бизнес уже высказался категорически против такого подхода. Маркировка товаров повседневного спроса экономически не оправдана, ведь если вводить её бездумно и по всем товарам подряд, снизится конкурентоспособность, вырастет себестоимость, замедлится производство и перевозка.

Неясно, например, как маркировать мясо, которое было упаковано и разделано в магазине, - каждый кусочек или только упаковку.

Зачем вводить дополнительную маркировку мясной продукции при наличии электронной ветсертификации, какова доля контрафакта на этом рынке и почему имеющиеся средства не решают проблему? Ответов на эти вопросы ни у кого нет.

Или, например, рынок электроники. Он один из самых прозрачных по таможенным и налоговым сборам. Доля контрафакта там минимальна и в основном в сегменте аксессуаров, которые поступают через трансграничную торговлю. Маркировка эту проблему вряд ли решит, а по остальным товарным позициям могут возникнуть лишние сложности.

50 копеек - это лишь на первый взгляд маленькие деньги. Уже сейчас оператор системы маркировки рассчитывает получать ежегодную прибыль в 1,5 млрд рублей и выйти на окупаемость к 2025 году при доходности 16%. А если список маркируемых товаров увеличить почти вдвое, то и прибыль вырастет на такую же сумму без особых дополнительных расходов. Выгодный бизнес? Вполне. Алишер Усманов жадно потирает руки.

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены