19 октября Александру Галичу исполнилось бы 100 лет. Юбилей. Срок немалый — целый век. Возможно, если бы не трагическая гибель в Париже промозглым декабрем 1977 года, при современных достижениях медицины и его постоянном жизнелюбии с ним можно было бы выпить за здоровье и, разумеется, послушать его песни под негромкую гитару...

Увы, время летит, и хотя юбилей отмечают в Москве (городе, где он жил), Днепре (городе, где он родился), Франкфурте и Мюнхене (городах, где он работал и выступал на "Свободе", в "Посеве"), в Нью-Йорке и Бостоне, других городах США, Монреале, Торонто в Канаде, в Австралии, и в Израиле... Короче везде, где продолжают звучать его песни. Везде, где живут люди, хранящие или передающие память о том, о чём он писал, пел, переживал, рвал свою и наши души. Однако многое и в сегодняшнем дне как будто сошло из строк, написанных им. Особенно там, откуда он уехал и куда обещал вернуться...

Не верите? Вот несколько набросков с натуры из дня сегодняшнего. Приводить строчку "Бойтесь того, кто скажет: я знаю, как надо", даже неудобно, памятуя о вчерашней пресс-конференции. Если бы Галич написал эту песню вчера — она была бы нарасхват по своей злободневности и, безусловно, заняла бы первое место в хит-параде актуальности. Увы, время летит, а тема остаётся актуальной. Почему? Возможно потому, что мы опять идём по кругу, по тому кругу крутящейся карусели, который не закружил его Галича голову, не смог купить, зализать лаской власти и почётной грамотой КГБ СССР, запугать кровоточащую совесть и душу, рвущиеся на Свободу. Итог известен: он стал не просто известным и почитаемым сценаристом и драматургом, фамилию которого вычёркивали из титров тогдашние специалисты ведомств охранительной культуры. Он, вопреки всем и всему, стал АЛЕКСАНДРОМ ГАЛИЧЕМ — пробудившим от сна миллионы. Галичем, который распахнул свою душу, свой талант и наполнил ими нашу затхлую атмосферу страха, самодовольства позволенным, страну рабской покорности власти, портрету на стене и обстоятельствам. Мы перед ним в неоплатном долгу.

Мне скажут — зачем так сгущать краски? Согласен, ведь тексты его песен (о сценариях даже не говорю) далеко не всегда трагичны, он часто наблюдательно точен и даже юмористичен, подмечает все несуразности и кривые гримасы окружавшего его, да и продолжающего во многом окружать нас мира. Факты? Пожалуйста, на недавней пресс-конференции на самых зримых, почётных местах в первом ряду у центрального прохода, пред очами выступающего восседают "дорогие" супруги. Он Тигран Кеосаян, сын режиссёра "Неуловимых мстителей", ведущий " Международной пилорамы" на канале НТВ, не на том, старом, рождённом 25 лет назад, а современном. К тому имеющему отношение только названием и символикой, так как одних уж нет, другие далече, а третьи успешно встроились в сытый ряд "счастливцев" и дружно шагают в ногу, видимо, ничуть не боясь того, о чем предупреждал Галич — "А поверьте, ей-же-Богу, Если все шагают в ногу — Мост об-ру-ши-ва-ет-ся!". Но это я отвлекся, простите. Да, "пилорама" — представьте себе юмористическая. Ведущему так кажется. Вообще-то тем, кто помнит, что всё начиналось на пилораме под Парижем в Лонжимо, а уже потом продолжалась пилорамой по всей стране от Москвы до самых до окраин, не до смеха. Особенно тогда, когда поминать убиенных у Соловецкого камня — уже не позволяют! Самое бы время включить за сценой "мешочек смеха", но лучше "Марш мародеров":

"Горнист протрубит побудку.
Сон стряхнут победители
И увидят, что знамя Победы не у них, а у нас в руках!
Слушайте марш...
И тут уж нечего спорить.
Пустая забава — споры.
Когда улягутся страсти и развеется бранный дым,
Историки разберутся — кто из нас мародеры,
А мы-то уж им подскажем!
А мы-то уж их просветим!"

Конечно, это написано не только про "пилораму", а про многое и многих, чревовещающих на экранах и у микрофонов, практически во всём, чем заполнен российский эфир. Но пойдём дальше. Рядом сидит супруга Маргарита Симонян. Та самая, которая брала юмористическое интервью у неких "Боширова и Петрова", на своем канале RT. Не верите, что юмористическое? Пересмотрите. Один пассаж — "(вопрос) Вы работаете в ГРУ? — (ответ) А Вы?" — чего стоит. Кстати, интересно — в декабре 1977 года "Петров, Боширов" или другие туристы в Париж не заезжали? Там тоже есть очень высокая башня, хотя погода в декабре промозглая... Так что первый ряд показателен, и отвечавший за рассадку поработал на отлично, для тех, кто умеет видеть. Кстати, как и сладкие воды, продаваемые в стране с названием "Вождь" и портретом генералиссимуса в парадном мундире на этикетке. Пейте, наслаждайтесь дурманом истории. Да, ещё иллюстрация — был большой соблазн писать этот текст недавно презентованной ручкой с надписью "Управление ФСБ России по ... области"! Ручка не золотая, и даже не металлическая, простая пластмассовая, рубля за 3 максимум, но надпись на ручке впечатляет... Интересно, в каких-нибудь дешёвых гостиницах мира никто такие ручки не забывал?

Да, время летит, и с одной стороны отличным доказательством таланта поэта является то, что его тексты не стареют, а с другой стороны очень, очень хочется, чтобы что-то менялось и чтобы текст песни "Когда я вернусь" был бы более пророческим, чем приведённые выше строки великого российского Поэта и Гражданина — Александра Галича.

Позволю себе дать читателю совет — читайте и слушайте ГАЛИЧА, ЧИТАЙТЕ И СЛУШАЙТЕ!!! И вы многое услышите и прочтёте, как и у последовавшего за ним Владимира Высоцкого и многих других, кто составляет истинную, а не мнимую ценность земли, которая их родила.

Григорий Амнуэль

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter