Если спросить на улицах российских городов и сел у простых людей, кто их любимый режиссер кино, многие назовут не Эйзенштейна, Вертова, Пырьева, Герасимова, Тарковского, а Гайдая или Рязанова… Думаю, это нормально, комедия любимей людьми, чем трагедия. Слишком много трагедии в повседневной жизни человека, говорящего на русском языке. Возможно, именно поэтому так нужна ему, живущему под постоянным гнётом той или иной власти, отдушина смеха и улыбки. Эльдар Александрович весь свой творческий путь дарил людям именно этот глоток радости и Свободы — возможность хоть полтора-два часа посмеяться над тем, что происходит вокруг, посмеяться, а следовательно, побыть человеком. Ведь смех — это одно из тех качеств, которые отличают нас, "хомо сапиенсов" от прочих млекопитающих и животных.

Дарить людям радость — очень тяжело. Увы, заставить их плакать — значительно легче. Тем почетней, сложней и важнее, особенно в обществе, ещё не залечившем раны большой войны и сталинских застенков, взятая Рязановым на себя роль. Итог — он справился с ней ВЕЛИКОЛЕПНО. Даже сегодня, в ворохе событий и проблем, которые всё более тесным, сумрачным кольцом властного гнета окружают россиян, представить приближающийся Новый год без улыбок у телеэкрана с "Иронией судьбы" сложно. Разумеется, в истинном, а не в формализованном "Русском мире". Ирония судьбы, что в этом году мы будем улыбаться со слезами на глазах — поминая действительно Великого и Народного художника.

Его герои "Карнавальной ночи" стряхивали с себя нафталин забюрокраченной жизни, размеченной по параграфам и статьям властью. — стряхивали и становились красивее и талантливей. Его Шурочка — Александра из "Гусарской баллады" — шла против устава — женщине в мире и войне не место. Шла и побеждала, завоевывая любовь, и вместе с ней завоёвывал нашу любовь он, Эльдар Александрович. Его "простой" человек Деточкин восставал против коррупции, несправедливости "идеального" мира, построенного коммунистическим режимом — и мы радовались, смеялись и подхватывали: "Свободу Юрию Деточкину!" — понимая, что что-то в этой жизни, в этой системе может совершить и простой человек. Благодаря Эльдару Рязанову такие люди появлялись. Людей, которые не продавали Родину за гараж. Именно таким был он — Эльдар Александрович Рязанов. В каждом его герое была частица его — и именно поэтому они нам так близки и дороги, особенно в эти дни, когда мы понимаем, как нам будет не хватать его, его новых героев.

Точный подбор, чувство актера отличают режиссёра — он находил и не ошибался. Трудно представить другие лица, произносящие те или иные слова из всегда злободневных текстов его фильмов. Не просто так героиня Людмилы Гурченко — простая официантка привокзального ресторана променяла нагловатого лоснящегося от любви к самому себе Н. Михалкова на простого, но умеющего страдать, а соответственно, и любить и понимать других, Олега Басилашвили. Так и сам Художник — Эльдар Рязанов ушёл из Союза кинематографистов в скромный КиноСоюз не ради лишних привилегий, а ради того, чтобы быть Свободным.

То, что развернулось в эти скорбные дни, — напоминает продолжение фильмов Эльдара Александровича. Конечно, очень хотелось Союзу кинематографистов, чтобы прощание с Великим Мэтром проходило в его зале на Васильевской улице. В Доме кино, на сцене которого зрители увидели впервые многие фильмы Рязанова. В зале, в котором смеялись и радовались вместе с ним его находкам, удачам. В доме, который был и его домом, но, увы, который приватизирован командой "проводников". Понятно, такой вариант был невозможен. Того Дома уже нет. Зато есть на Ленинском (уж лучше бы 3-я улица Строителей) проспекте клуб "Эльдар", не очень большой, но очень домашний, и заботливо созданный Дом Рязанова. Это кстати, подтверждает мою правоту в начале статьи — нет в России другого кинотеатра, носящего имя кинорежиссёра. Да — далеко (относительно), да — нет рядом метро, но что стоило всесильной московской или тем более российской власти распорядиться и пустить вереницей бесплатный спецмаршрут, десяток другой автобусов от метро "Проспект Вернадского" до клуба "Эльдар" на несколько часов? Тогда бы люди простились с Мэтром, с Мастером в его родном доме, тем более что такая практика спецмаршрутов в Москве есть и действует регулярно при ремонтах и авариях. А смерть Эльдара Александровича это наша общая авария. Нет, вместо этого запускается слух, тысячекратно повторенный в "правдивых" российских СМИ — прощание пройдёт в Доме Союзов! Такого сценария, уверен, даже Великий Комедиограф представить бы не мог ни в каких "Небесах обетованных". В зале, где принято отпевать номенклатурных счастливцев от Ленина до Примакова, — устроить прощание с Рязановым!!! Уверен, для любого, кто помнит фильмы Эльдара Александровича, комментарии излишни. Увы, у КиноСоюза своего достойного здания нет, впрочем, нет никакого. Спасибо Дому Литераторов — выручил. Церемония не будет скверной шуткой.

Да, завтра в Москве будет дефицит на цветы и не будет дефицита на слезы… Да, мы теперь по-новому будем смотреть на его фильмы, пересматривать, передумывать, но улыбаться будем всегда — ведь именно этого хотел и для этого одаривал нас своими фильмами Эльдар Александрович Рязанов — Великий Российский Кинорежиссер-Комедиограф!

Позвольте в конце процитировать стихотворение Александра Галича на смерть Бориса Леонидовича Пастернака

Разобрали венки на веники,
На полчасика погрустнели,
Как гордимся мы, современники,
Что он умер в своей постели!

И терзали Шопена лабухи,
И торжественно шло прощанье,
Он не мылил петли в Елабуге,
И с ума не сходил в Сучане!

Даже киевские "письмэнники"
На поминки его поспели,
Как гордимся мы, современники,
Что он умер в своей постели!

И не то чтобы с чем-то за сорок,
Ровно семьдесят — возраст смертный,
И не просто какой-то пасынок,
Член Литфонда — усопший сметный!

Ах, осыпались лапы ёлочки,
Отзвенели его метели…
До чего ж мы гордимся, сволочи,
Что он умер в своей постели!

"Мело, мело, по всей земле,
во все пределы,
Свеча горела на столе,
свеча горела…"

Нет, никакая не свеча,
Горела люстра!
Очки на морде палача
Сверкали шустро!

А зал зевал, а зал скучал –
Мели, Емеля!
Ведь не в тюрьму, и не в Сучан,
Не к "высшей мере"!

И не к терновому венцу
Колесованьем.
А как поленом по лицу,
Голосованьем!

И кто-то, спьяну, вопрошал:
"За что? Кого там?"
И кто-то жрал, и кто-то ржал
Над анекдотом…

Мы не забудем этот смех,
И эту скуку!
Мы поименно вспомним всех,
Кто поднял руку!

"Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку…"

Вот и смолкли клевета и споры,
Словно взят у вечности отгул…
А над гробом встали мародёры,
И несут почётный ка-ра-ул!

 

К счастью, судьба Эльдара Александровича не столь трагична, как судьба Бориса Леонидовича, другие времена — другие нравы… Но что-то в этих стихах созвучно нашему времени. Простите, Эльдар Александрович! Улыбайтесь, Господа! У природы нет плохой погоды…

Григорий Амнуэль

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter