Как-то мне попалась книга британского историка Мартина Гилберта о Холокосте. Это сборник документальных свидетельств: письма, записи в дневниках, архивные документы. Даты, названия городов и деревень, количество убитых. Читать эту книгу, написанную сухим языком историка-документалиста, совершенно невозможно. После прочтения одной страницы мне приходилось закрыть книгу и несколько часов "отходить": информация душила бесчеловечностью и совершенно непроглядной безысходностью. Таких страниц в этой книге больше тысячи. Ее надо читать всем, у кого хоть на секунду появлялись антисемитские или просто расистские мысли.

Одна история из этой книги запомнилась мне несколько иным. Это запись из дневника немецкого солдата. Он описывает, как на оккупированной территории ему довелось в составе конвоя сопровождать группу еврейских женщин и детей к месту расстрела. На железнодорожной станции приняли эшелон с "депортированными", погнали их в лес, где уже были вырыты ямы, заставили раздеться. Всем было очевидно, что сейчас произойдет. Автор записи пишет, что эти измученные, униженные, приговоренные женщины держались с удивительным достоинством. Их очень мучила жажда, и он протянул одной из них фляжку с водой. А она оттолкнула фляжку и плюнула на него.
Он пишет: "Меня, пожалуй, могло восхищать поведение этих женщин, но мы все твердо знаем, что они - вредители, и что, выполняя эту грязную работу, мы очищаем мир от заразы."

Я никак не мог понять, как же такое возможно. Читая запись в дневнике этого немца, создается впечатление, что он человек образованный, неглупый, он даже сочувствует этим женщинам (иначе зачем бы он стал это описывать?). Как же он может верить тупому пропагандистскому штампу, которым он закончил свой рассказ? Как он может этим штампом оправдывать массовую казнь невинных женщин и детей? Почему эта тупость оказывается сильнее всех его чувств, знаний, жизненного опыта?

За последний год мы все очень хорошо увидели, как это происходит. А я все равно не могу понять этого немца. Хотя он ведь никого не расстреливал, он был просто конвойным. Как и многие вроде бы умные люди в сегодняшней России, которые сами ни в кого не стреляют, но оправдывают преступную войну той низкопробной чушью, которую им рассказали по телевизору.

Павел Гинтов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены