На первый взгляд сегодня в России, если не много, то по крайней мере несколько лидеров. К ним относятся по разному, в зависимости от собственных предпочтений, а иногда заблуждений. У Алексея Навального, который кому-то ближе, от кого-то дальше, есть одно самое существенное отличие от всех известных сегодня лидеров оппозиции в России — у него подлинное творческое мышление, он единственный создал правозащитную структуру, которая не имела до этого никаких аналогов, которая была важна и интересна буквально всем в России и к тому же, что очень важно, была современной, была обращена не к прошлому, уже забытому, к несчастью, опыту, не к банальным обычным примерам общественной деятельности не укладывающихся в современную ситуацию в России, а использующая интернет, возможности мировой связи и мировой информации, законодательства России и зарубежных стран. Алексей Навальный единственный, кто внес весомый принципиально новый вклад в наведение порядка в России. Вероятно, он даже не понимает, что его идея, его сайт являются такими же творческими, как когда-то "Хроника текущих событий" и "Общественный фонд помощи политзаключенным" объединившим всю демократическую Россию. Его идея почти столь же гениальна, как создание в 76-м году Юрием Федоровичем Орловым Хельсинкских групп, охвативших почти весь Советский Союз, а потом и весь мир, и которые долгое время советскую власть ставили в тупик поскольку опирались на так недавно подписанные ими же соглашения "Третьей корзины" (о правах человека). Конечно, можно не знать всего этого предыдущего и трагического опыта, можно считать естественным, что память о нем выветрилась в русском обществе и оно все эти годы не понимало, что имеет дело с тем же, даже более кровавым, чем в советские годы, КГБ, но временно дававшем такие удобные условия для жизни некоторым, кто на эту жизнь закрывал глаза.

Но вот сегодня все стало на свои места. Опять все стало очень просто и некоторые даже этому очень рады. Слышишь такое привычное советское "чем хуже, тем лучше". Возможность ничего не замечать уже не гарантирует безопасности и обеспеченности жизни. Опять речь идет о выживании или КГБ, в качестве беспомощных и ни на что не способных хозяев страны, или русской демократии и цивилизации. Опять все повторяется.

Навальный с возмущением и, к сожалению, с удивлением говорит о заложничестве родственников, об осуждении его брата, а ведь это такое привычное дело для тех же самых людей, которые все эти десятилетия царили в России, которые по одному и тому же учебнику учились в высших школах КГБ и имея некоторый опыт, пополненный здравым смыслом, всегда можно было заранее сказать, о чем с тобой будет говорить очередной следователь. Как он будет рассказывать тебе, что Юрий Владимирович Андропов остро нуждается в твоих советах (а сейчас мне на сайт пишут, очевидно желая обнадежить, как я буду сидеть в одном президиуме с Владимиром Путиным, что мне тоже предлагалось много раз), как вам будут говорить, что "вот эти там, толпа, плебс, конечно, ничего не понимают, но вот мы-то с вами…" и даже выдавать секреты КГБ, специально предназначенные для распространения среди правозащитников. И не всегда и не со всеми это оказалось бесполезной игрой — многих покупали или дискредитировали и, может быть, и замечательный "Распил" Навального удастся использовать властям для каких-то своих коммерческих интересов. Все это сложная жизнь и азартная игра, где главным залогом является честность, неподкупность, та самая чистота, которая была так свойственна на-днях ушедшему от нас отцу Глебу Якунину.

Какой опасности подвергаются все наши родные и как нас будут шантажировать этим (Олег Навальный, к несчастью, далеко не первый), как шантажировали Сахарова здоровьем жены и судьбой невестки, как шантажировали Явлинского здоровьем его сына, как на мою жену в лесочке возле дома нападал некий майор КГБ Шумский, да еще, выродок, потерял свой военный билет. А уж о том, что было дальше, у меня и говорить сил нет. Но ведь все это есть впереди, в борьбе за власть они будут убивать и в этом и был недостаток всех диссидентских инструкций о том, как вести себя на допросах. Да, идет такой вежливый разговор, как бы понимающих друг друга и сидящих по разные стороны стола людей. Разница только в том, что если следователю, который сидит против тебя это прикажут, он перегнется через стол и тебя задушит, а ты этого никогда не сделаешь, потому что ты не убийца. Ну что ж, вы все это забыли, ни чему не научились, допустили стать журналистами тех, кто писал только о том, что безопасно — теперь предется учиться на собственном опыте.

Сейчас вполне очевидно, что можно и нужно сделать. Нужно чтобы общество помощи предпринимателям стало не формальным, а максимально действенным, энергичным и не надо, как это делает Ольга Романова скрывать имена тех адвокатов, тех немногих судей, которые способны людей защищать и выносить правосудные приговоры. Это тоже такой довольно распространенный в диссидентское время междусобойчик между правозащитниками и КГБ — у человека нашли запрещенные книги, на допросе его спрашивали о ком-то из друзей, а он никому об этом не говорит, чтобы информация не распространилась. И так же, как раньше в КГБ знали у кого, что нашли, так же и теперь знают какой из судей какой выносит приговор. Тут нечего скрывать, "В подполье можно встретить только крыс", как говорил генерал Григоренко.

Да и вообще понятно, что следующим и как можно скорейшим должно быть объединение юристов. В отличие от всех остальных людей, у них есть в жизни важнейшая опорная точка — еще не вытравленное из сознания представление о праве. Конечно, это давно забыто и сейчас кажется совсем ненужным, но на юридических круглых столах "КГБ: вчера сегодня, завтра" (были и такие, кроме конференций) последними, кто осмеливался говорить о том, что происходит в России в конце 90-х — начале 2000-х годов были именно русские юристы, да еще такие, которым было, что терять — генерал Сергей Вицин, профессор "Института государства и права" Александр Ларин, автор концепции российского уголовного законодательства Сергей Пашин и многие другие замечательные русские юристы (впрочем, книги с их выступлениями есть на моем сайте). Кроме юристов, есть и еще одна категория людей, у которых есть внутренняя опора — это журналисты, далеко не все продавшиеся и забывшие о правде и свободе печати. И если Шендеровичу и Пархоменко не удалось вновь собрать под нашим именем "Союза независимых журналистов", который защищал тысячи людей на рубеже 90-х годов, поскольку они собирали гэбэшные обломки из бывшего "Взгляда", НТВ и других изданий, умело закрывавших глаза на то, за что не платили. Но это совершенно не значит, что не существует тысяч блогеров, которые будут готовы самоотверженно защищать друг друга на пространстве интернета. Конечно, им нужна организация, договор, как это было у нас с Международным союзом журналистов в Брюсселе, сотрудничество с миллионом своих коллег во всем мире.

Но все, что я пишу — это элементарные, понятные в первые же пять минут, варианты действий и организаций. Россия сегодня остро нужны такие люди, как Навальный, которые способны найти нестандартные пути в нашей, конечно, похожей на прошлое и возвращающейся к прошлому, но все же во многом совсем другой жизни. Как диссиденство 70-х годов, которое вместе с экономической катастрофой, падением цены на нефть, чудовищной агрессивности внешней политики и противостояния Советского Союза, как и сегодня, всему миру (после нападения на Афганистан), заставили Андропова вытащить из гэбэшных запасов Горбачева, Шеварднадзе, Алиева, использовать для обмана России и всего мира наши лозунги, а нас освободить из тюрем (хотя по возможности стремились отправить на Запад), так и демократическое движение сегодня, но только при достаточной мощности и изобретательности, может заставить от отчаяния и нынешнюю гэбэшную власть хотя бы для вида на время от чего-то отказаться. Но в 90-91 -м году демократическое движение вышло из под их контроля, ненависть в России к ГБ и коммунистической бюрократии оказались много больше, чем на это рассчитывали Андропов, Чебриков, Крючков, Горбачев, Гайдар. Если мы будем достаточно энергичны, если мы с толком сможем использовать сегодняшний и прошедший опыт, то посмотрим как оно пойдет во второй раз. В конце концов Западный мир многому научился на уроках Горбачева, Ельцина и Путина, может быть, и мы чему-нибудь научились, во всяком случае поняли с кем имеем дело.

Сергей Григорьянц

grigoryants.ru

! Орфография и стилистика автора сохранены