Основными элементами общественных отношений являются свобода и справедливость. Баланс этих сил формирует национальный характер. Все полезное, как и все бесполезное и опасное в государстве зависит исключительно от национальной культуры. Именно она определяет характер народа и характер правителя. Именно оттуда исходят, как победы, так и трагедии нации. В национальном характере России проявляется пренебрежительное отношение к человеческой жизни, к личности, обществу, народовластию.

Организовать блокаду Ленинграда,  приговорить к каторге Достоевского или Солженицына, взять Берлин ценой сотен тысяч жизней? Этого у национального характера не отнять; таких примеров - великое множество! Но и настоящее нисколько не изменилось. События в Славянске, Донецке, в Крыму позволяют в этом уже не сомневаться. Если французы оставляют Париж, тем самым спасая город и его жителей от гибели и разрушения, то в противовес мы слышим довольно распространенное "русские не сдаются".

Мы часто забываем, что одним из качеств развитой национальной культуры является способность нации ставить острые вопросы и давать на них внятные, осмысленные ответы. Казалось бы вопрос о "блокаде Ленинграда" должен был стать одним из многих вопросов, ответ на который мог бы разобраться в прошлом, чтобы скорректировать более безопасное будущее. Но нет, вопрос остался без ответа! Без ответа останутся вопросы и о взятии Берлина, и о Сталинградской битве, и о распаде СССР, и о распаде Российской империи, и о многих других тысячах вопросах, на которые нация не желает отвечать.

Тем не менее, даже в условиях тотальной несвободы, появляются те, кто  пытается найти ответы на не удобные вопросы. Среди них Михаил Булгаков, Лев Толстой, Салтыков-Щедрин, Александр Пушкин, Федор Достоевский и множество других истинных сыновей России. В наше неспокойное время, а оно всегда было неспокойным, нет больше мастеров поэтического слога, способных передать в своих произведениях тонкие струны человеческой души. Все погрязло в пропагандистском угаре, прохановых, лимоновых, или в бульварных романах донцовых и марининых.

А ведь, Михаил Афанасьевич Булгаков предупреждал о пришествии Шариковых. Полиграф Полиграфович из большевистской России, ничем не отличается от Владимир Владимировича современной России. И как в романе "Собачье сердце" в острой фазе противостояния, кто нибудь, очнувшись от пропагандистского дурмана обязательно спросит: - Кто же его рекомендовал на эту должность? И в ответ мы услышим: - Товарищ, Швондер! Швондера уже давно нет в живых, как нет Сталина и Ленина, но дело их живет и побеждает.

И нет никакого антагонизма в том, что защищая русских в Славянске, берут в заложники целые города. Так всегда происходит, когда нация не желает отвечать на вопросы, ответы на которые необходимо озвучить немедленно.

С именем Сталина, советские люди победили фашистов! Что-ж, с этим не поспоришь.... А что было бы, если бы мы победили без имени Сталина? Сколько человеческих жизней было бы спасено для России?  Почему не поставить этот вопрос и не попытаться на него ответить? Быть может, если бы звучали такие вопросы и мы бы слышали осмысленные ответы, не случилось бы и распада Российской империи, и разрушения СССР?

Раньше, с именем царя пошли воевать за славянское единство и потеряли Российскую империю, потом с именем Сталина победили фашизм, а позже потеряли СССР. Сейчас, с именем Путина, взяли Крым и заняли города Украины. Но какую цену придется заплатить российскому государству, когда История начнет ставить все на свои места? Вот и еще один вопрос, на который опять не будет ответа.

Михаил Тевосян

proza.ru

! Орфография и стилистика автора сохранены