64 года назад знаменитый Тьюринг предложил следующий тест для оценки качества программ искусственного интеллекта. Если человек не может понять, с кем он взаимодействует - с человеком или с программой искусственного интеллекта, то программу можно считать тест прошедшей.

Просматривая в последние недели (или месяцы) интернет-дискуссии, а иногда и участвуя в них, я все чаще ловлю себя на том, что не могу понять, кто пишет то или другое "мнение" о каком-нибудь значимом общественном событии – тролль, получающий за свой пост 11 рублей 80 копеек, или человек, мыслящий самостоятельно и излагающий миру плоды своих размышлений.

То есть бывает, конечно, и так, что заказной характер писанины сомнений не вызывает. Но в том-то и дело, что таких самоочевидных случаев в последнее время встречается не так уж и много. Гораздо чаще после раздраженного "Ну, не может человек нести чушь!" успокаиваешь себя горестным "Может-может".

Особенно сильное впечатление оставляют случаи, когда кто-то из старых интернет-знакомых, из людей, чей образ мыслей казался тебе более-менее известным, вдруг начинает говорить голосом Киселева. Тут уж совсем теряешься. Но чаще все же теряться заставляет все же  другое – недоумение: он что – в самом деле так думает, или "прикалывается"?

О чем говорят результаты этого теста? О том, что зомбирование населения происходит более чем успешно. В головы вкладываются искусственно запрограммированные понятия и идеи настолько удачно, что объекты этих психологических манипуляций воспринимают свои психичекие новообразования абсолютно некритически, абсолютно как свои, абсолютно отождествляясь с ними.

Скажем, слышит человек "Власть в Киеве захватили фашисты" и он не задает себе вопрос, фашист ли, скажем, Яценюк или не фашист, или а каким образом Яценюк захватил власть в Киеве, или а захватывал ли он ее, вообще. Никаких таких вопросов для зомби не существует  и не должно существовать. Он просто знает, что власть в Киеве захватили фашисты. Он уверен в этом так же, как в том, что после зимы наступает лето, а после ночи – утро. Разубеждать его бесполезно.

Так политическое (как минимум, политическое) мышление целого народа программируется, автоматизируется и тем самым убивается, лишается жизни. Мышление, то есть способность сопоставлять теоретические схемы с эмпирическими фактами, анализировать эти теоретические схемы, отыскивать в них внутренние противоречия (переживать когнитивный диссонанс – очень модным стал этот термин в интеллигентской среде в последнее время) или несоответствия с опытом и т.д. – все это многообразие интеллектуальной жизни заменяется механическим воспроизведением внедренных в сознание формул "Крымнаш!", "Путин – собиратель русских земель", "Пиндосы – враги" и т.д. и т.п.. Ну, а дальше – "щелкни кобылу по ноcу – она взмахнет хвостом".

Такое состояние сознания для общества губительно – с ним общество не способно ни ориентироваться  в политических вопросах, ни, тем более, заниматься политическим творчеством. Единственное что ему остается – передоверить свою судьбу политической элите. Чего, собственно, политическая элита и добивается. Ну, а дальше – как кривая вывезет. Обычно она вывозит на кладбище.  

Но беда не ограничивается одной дезориентацией. Общество оказывается творчески бесплодным. Что оно может предложить миру? "Крымнаш!"? А еще? "Мы – самые обаятельные и привлекательные"? Свои страхи и комплексы? Ненависть?

Не очень конкурентоспособные товары в сегодняшнем мире. В очередь за ними никто не выстраивается. А ничего другого с таким состоянием ума мы не "могем". Ни великих книг, ни гениальных симфоний, ни научных открытий, ни современных технологий... Ничего, что определяет ценность народа для остального мира.

А что бывает с народами бесплодными и потому неконкурентоспособными?  История просто стирает их с доски. Примеры бесчисленны. 

Александр Зеличенко

Maxpark

! Орфография и стилистика автора сохранены