До самого последнего момента я не испытывал ни малейшего желания возвращаться к обсуждению последнего творения Никиты Михалкова и его конфликта с частью членов Союза кинематографистов.

Однако посвященная именно этому конфликту программа "Гордон Кихот" (Первый канал) неожиданно стала чуть ли не гвоздем телевизионной недели и буквально, как это принято сейчас говорить, взорвала блогосферу. По итогам программы только на форумах самых известных сайтов высказались писатель Мария Арбатова, кинокритик Виктор Матизен, журналист Ольга Бакушинская, политик Дарья Митина и многие другие знаковые персонажи.

Полагаю, что о содержании их комментариев более подробно расскажут коллеги в соответствующих рубриках. Мне же придется вновь поговорить непосредственно о том, что сегодня происходит вокруг нашего кинематографа и телевидения.

Прежде всего должен отметить, что полностью согласен с Марией Арбатовой, которая в своем блоге написала, что автор передачи

Александр Гордон показал в своей программе "Никиту Михалкова как уходящую натуру, эдакого глубоко провинциального секретаря горкома с четырьмя замами-недотепами, держащего оборону по старинке".

Наверное, лучше и не скажешь.

Более того, я соглашусь и с самим Александром Гордоном, который в ходе передачи сделал вывод, что оппонентов Никиты Михалкова объединяют не столько какие-то общие творческие принципы, сколько неприятие самой фигуры "мэтра отечественного кинематографа". Это прискорбно само по себе, поскольку на одном лишь отрицании трудно создать нечто качественно новое и позитивное.

Но на этом наши "точки соприкосновения" с автором программы заканчиваются. Прежде всего из-за его неприкрытой тенденциозности. Господин Гордон не слишком-то скрывает свою симпатию к Никите Михалкову и его окружению и явную неприязнь, если не сказать больше, к его оппонентам.

Мне могут возразить и напомнить, что Гордон неизменно позиционирует свою программу, именно как "самую субъективную" на отечественном телевидении. Однако согласимся, что субъективизм субъективизму рознь. Очень часто за ним скрывается откровенный политический заказ. Почему-то

"субъективный" Гордон умудряется "субъективно" недолюбливать, как правило, именно тех, кого недолюбливают и действующие российские власти.

Совпадение знаменательное, и поверить в его случайность крайне сложно.

Ведь всем очень хорошо известно, что именно Никита Михалков, в отличие от его оппонентов, пользуется безоговорочной поддержкой властей. Поэтому "субъективизм" Гордона пришелся тут как нельзя кстати, а сам журналист неожиданно и, конечно же, совершенно случайно оказался на "правильной" стороне баррикады.

Точно так же, как и тогда, когда в программе "Познер" Первого канала Александр Гордон во всеуслышание заявил, что из всех ныне живущих на Земле людей более всего презирает Гари Каспарова.

Если же ненадолго вернуться к самому Никите Сергеевичу, то можно с удивлением заметить, что он и его последний фильм стали на минувшей неделе объектами самых парадоксальных и неожиданных оценок.

Так, журналист Евгений Киселев в программе "Особое мнение" (телеканал RTVi и радио "Эхо Москвы") к удивлению многих заявил, что ему понравился фильм Михалкова "Утомленные солнцем 2". Он призвал не переносить неприятие личности художника на его творчество, поскольку художник вовсе не должен быть приятным в общении и вообще "хорошим человеком". Евгений Киселев напомнил, что, по его сведениям, многие гении были "жуткими людьми": пьяницами, подлецами и картежниками. По поводу объективности оценок их произведений журналист иронично заметил, что раскритиковать можно любой шедевр, например "Солярис" Андрея Тарковского.

Что касается неожиданного признания в любви к фильму Михалкова, то я отношу его к области вежливого проявления политкорректности, поскольку при всем желании с трудом представляю себе Евгения Киселева в роли профессионального кинокритика.

Зато вот упоминание "Соляриса" Тарковского едва ли случайно. Вряд ли эрудированный Киселев не знал, что именно на минувшей неделе исполнилось тридцать лет со дня выхода картины на экраны Советского Союза. Этому событию (помимо, конечно, реплики Евгения Киселева) был посвящен показ самого фильма на канале "Культура", а также демонстрация на том же канале документального сериала "Встречи на "Солярисе".

Мне понравилась эта добротная работа автора культового фильма "В зоне особого внимания" Андрея Малюкова. Который, к тому же, оказался двоюродным братом исполнительницы роли Харри, известной актрисы и режиссера Натальи Бондарчук. Авторы убедительно, деликатно и тактично, но тем не менее предельно честно рассказали о том, каким удивительным и сложным человеком был Андрей Тарковский.

Мне судьба также подарила длительное знакомство с Андреем Арсеньевичем, которое началось почти сразу же после съемок "Соляриса". Поэтому я сам могу подтвердить, что великий режиссер был очень непростым человеком. Но — светлым.

В этой связи уместно вспомнить известное высказывание великого Пушкина, который почти двести лет назад отмечал, что российское общественное мнение "в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего". Хулители гениев при "открытии всякой мерзости" пребывают в восхищении: "Он мал, как мы, мерзок, как мы!" На что поэт отвечал обывателям: "Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе".

В заключение, поскольку уж так получилось, что настоящий обзор оказался в значительной степени посвящен вопросам морали, хотелось бы привести еще одну столь же неожиданную цитату, касающуюся базовых принципов отношений между людьми.

На минувшей неделе по каналу "Россия Культура" был показан документальный фильм "Монастырь", посвященный истории легендарного Псково-Печерского монастыря и его знаменитым старцам.

Автор фильма архимандрит Тихон (Шевкунов) приводит в кадре высказывание одного из них. Русский мудрец говорит на проповеди, что

не иметь врагов для человека невозможно в принципе. Поэтому нельзя требовать от остальных безоговорочной любви к себе. Но при этом одновременно каждый человек должен стремиться любить и уважать всех окружающих.

В этом, в частности, и будет заключаться его предназначение на земле.

Мне, честно говоря, мало дела до того, насколько точно следуют этим святым заповедям православный Никита Михалков со своим окружением или Александр Гордон.

Но мне любопытно было бы знать, сколь внимательно прислушиваются к проповедям отца Тихона его духовные чада. Одним из коих, напомню, является премьер-министр Российской Федерации.

Очень похоже на то, что призывы к духовности и морали для власти пока остаются гласом вопиющих в пустыне.

Георгий Глазунов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter