Все, кто приезжает в Волгоградскую область, завидуют: "Какая у вас природа, какие чудные реки и речушки, озера. Но самое большое достояние — Волга". Да, что и говорить — повезло. Вот только одна беда: живем у реки, а в области проблемы и с питьевой, и с технической водой. Мучаются летом люди, сохнут поля. Проблему пытаются решать, но без особого энтузиазма.

Мы уже рассказывали о ситуации в поселке Гумрак. На протяжении десятилетий жители поселка страдают от бездействия чиновников. А воз, то есть пустые бочки для воды, так и стоит на том же месте. Старожилы с ностальгией вспоминают, что когда-то воду давали ежедневно на два часа. А сейчас нет давления — нет воды. Так объясняют жителям местные руководители. Как оказалось, причина всех бед куда серьезнее. Спор коммунальщиков и энергетиков привел к тому, что насосную станцию в Гумраке отключили.

Заместитель руководителя департамента ЖКХ и ТЭК Евгений Торгашов пояснил, что жаловаться не стоит: "Сейчас организован подвоз воды. Работают три водовозки". Но разве в XXI веке это решение вопроса? Тем более что, по словам жителей, никто ничего никуда не возит? Но чиновники упирают на то, что подача воды возобновится, как только коммунальщики и энергетики придут к согласию. Однако в ближайшее время, похоже, этого не произойдет. Хозяйствующие субъекты решили судиться друг с другом, а заложники этой ситуации будут вынуждены дожидаться судебного решения.

Не так давно областная прокуратура провела проверку с целью выяснить, как население Волгоградской области обеспечено чистой питьевой водой.

Результаты неутешительные: во многих районах люди употребляют некачественную питьевую воду, а некоторые населенные пункты и вовсе не имеют постоянных источников питьевой воды на протяжении многих лет.

Четыре года жители поселка Приволжский Светлоярского района вместе с главой сельской администрации боролись с незаконной арендой прудов, которые являются единственным источником технической воды в поселке. Наконец-то выиграли дело в арбитражном суде в Казани. Однако арендаторы исполнять решение суда не торопятся, да и судебные приставы здесь не появлялись. Возможно, неправильная эксплуатация старинных прудов и привела к тому, что даже техническая вода стала почти непригодной.

Последние три года много говорят о водоводе Светлый Яр — Калмыкия — Ставрополье. Но пока еще и проекта нет. А человек, как известно, без воды прожить не может. Но вода воде рознь. По данным Роспотребнадзора, вода, подаваемая населению, остается небезвредной по химическому составу. Число районов, обеспеченных качественной питьевой водой и централизованным водоснабжением, увеличилось ненамного — по муниципальным образованиям Волгоградской области этот показатель колеблется от 1 до 10 процентов. В некоторых районах, в частности в Николаевском и Быковском, количество населенных пунктов с доброкачественной питьевой водой вообще снизилось более чем на 6 процентов.

Жители поселка Большие Чапурники Светлоярского района, находясь на расстоянии 30 километров от Волгограда, вынуждены использовать привозную питьевую воду, так как владелец водопровода — частное предприятие — не желает вкладывать деньги в оборудование водозаборных сооружений современными установками по водоподготовке и обеззараживанию. Такая же ситуация в селах Червленое, Дубовый Овраг, поселке Приволжский и других малонаселенных пунктах Светлоярского района. Тяжелое положение с водоснабжением сложилось и в заволжских сельских районах. По мнению специалистов Роспотребнадзора, некоторые главы сельских поселений уходят от решения проблемы обеспечения населения питьевой водой, передавая водопроводные сооружения в собственность предпринимателям или бизнес-структурам, которые не в состоянии провести обеззараживание воды, а лишь собирают деньги за потребляемую энергию.

Еще в 2007 году была принята областная целевая программа по обеспечению местного населения питьевой водой. Однако, по словам областных чиновников, программа практически не выполнялась из-за плохого финансирования со стороны федерального центра. В 1378 селах области (из 1441) качество потребляемой воды не соответствует санитарным нормам. 75 процентов сельского населения пользуются водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам. И это при том, что российские нормы самые либеральные в мире.

На выполнение федеральной программы "Чистая питьевая вода" заложено 4 млрд рублей. Вроде бы немало, но... Только Волгоградской области для решения острейших проблем водоснабжения села требуется порядка 8 млрд рублей.

К примеру, по расчетам проектной организации, занимающейся разработкой документации по водообеспечению поселка Эльтон, только на строительство насосной станции и станции третьего подъема (без водопровода) требуется порядка 120 млн рублей. Руководитель областного комитета ЖКХ Юрий Котляров сказал: "Мы понимаем, что даже если будем ежегодно вкладывать в программу "Чистая питьевая вода" 100 млн рублей, только на первый этап ее выполнения потребуется 38 лет. Для решения проблем водоснабжения — 90 лет".

По информации депутата областной думы Натальи Латышевской, 15—20 процентов проб воды в волгоградских водоводах не соответствуют СанПиНам. Доходя до потребителей по водоводам, построенным в середине прошлого века (есть и построенные в конце позапрошлого), вода становится непитьевой.

По самым скромным расчетам, 70 процентов систем водоснабжения нуждаются в реконструкции, 10 процентов — в полном восстановлении. В совершенствовании систем очистки воды — практически все.

Депутат областной думы Олег Болотин предложил снабдить руководителей коммунхозов и депутатов картами области, где красными флажками будут обозначены все проблемные по водоснабжению населенные пункты, а в сносках даны характеристики качества воды. Для наглядности масштаба и остроты проблемы. Решили ее в одном из сел — убрали флажок. Руководитель областного комитета ЖКХ Юрий Котляров заверил, что такая карта есть. И что на ней указаны все 1378 проблемных по качеству питьевой воды сел. И даже есть сведения по продолжительности жизни в каждом. Что, как известно, напрямую связано с качеством потребляемой воды: из всех экологических факторов, влияющих на здоровье населения, питьевая вода — главнейший. Кишечные заболевания уже не редкость в нашем регионе. Больше всего страдают дети. На некоторых предприятиях, в школах, детских садах устанавливаются системы очистки воды. Но это не решает проблемы.

"Питьевую воду мы получаем следующим образом, — рассказывает жительница хутора Бородино, в котором природоохранная прокуратура недавно провела проверку. — Вечером набираем, ночь отстаиваем. Потом кипятим, процеживаем и еще раз кипятим. Только после этого используем".

А чиновники изображают на лице недоумение и оправдываются: "Да мы такую воду пьем уже не один год, и ничего страшного не случилось. Да, очистные сооружения давно пришли в негодность, но денег на реконструкцию нет". Именно отсутствие средств на строительство очистных сооружений — главное оправдание, которое используют директора и специалисты муниципальных предприятий ЖКХ, отвечающих за снабжение населенных пунктов питьевой водой. Однако в прокуратуре с такой постановкой вопроса не согласны: "Надо лишь регулярно чистить трубы и хлорировать воду. А для строительства простейших очистных сооружений необходимы несколько десятков тысяч рублей, а вовсе не миллионы".

Тем временем предприятия, расположенные вдоль рек, бессовестно сбрасывают в воду всю нечисть, какую только могут.

Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура также провела проверку ЗАО "Птицефабрика "Волжская". В ходе нее было установлено, что предприятие на протяжении нескольких лет осуществляло сброс неочищенных сточных вод после промывки фильтров на очистных станциях в реку Ахтубу, которая является объектом рыбохозяйственного назначения и источником питьевой воды. Только за последние два года в реку попало 20 тысяч кубометров промышленных отходов. Анализ сточных вод показал превышение предельно допустимой концентрации нефтепродуктов в 10 раз.

По той же причине жители Калача-на-Дону пикетировали речной порт, на территории которого активно разгружали серу. Случился пожар, и все это, не побоюсь сказать, дерьмо попало в Дон. Как говорится, приплыли. Что дальше?

Григорий Лазарев

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter