Случилось страшное. Барак Обама собирается начать выполнять свои предвыборные обещания. С этой целью он последовательно и коварно испытывает терпение миролюбивой России, внося одно за другим предложения по ядерному разоружению.

Договоримся сразу, что не станем обсуждать сегодня степень искренности этих предложений. Равно как и военную ценность предложения Федерации американских ученых, порекомендовавших президенту сократить число потенциальных целей на территории России до двенадцати. Это темы совершенно иного разговора.

Замечу, наивно надеяться на то, что к власти в Америке придут пророссийские политики. Власть в США в любом случае останется проамериканской. Другое дело, что одни решения этой власти могут совпадать с интересами России, а другие – нет.

С этой точки зрения придется сделать парадоксальный вывод.

Нынешние инициативы Барака Обамы и американских ученых категорически противоречат интересам современной России, точнее, российской властной элиты в том виде, в каком она сформировалась за последние десять лет.

Предложения заокеанских партнеров разрушают сложившуюся у нас систему взглядов и оценок, а вместе с ней, в перспективе, и хрупкий военно-стратегический баланс.

Поясню, на чем основано это странное на первый взгляд заключение.

Причин тому несколько. Первая и, на мой взгляд, главная – это патологический и животный антиамериканизм, пронизавший, к сожалению, почти все слои российского общества.

Приведу пример. В рассказе "Трудный ребенок" российский фантаст Кир Булычев описывает, как ведет себя в неволе горностай. По утверждению писателя, этого зверька в принципе невозможно приручить. Он может жить у людей и вместе с людьми длительное время. Но все это время горностай будет уверен, что хитрые люди обманывают его. Они, по внутреннему убеждению зверька, только притворяются добрыми и ласковыми, а на самом деле рано или поздно собираются убить его и съесть. Поэтому даже спустя многие годы горностай в первый же удобный момент вцепится в руку человека, протягивающего ему пищу, и сбежит из подлого и предательского "человеческого" дома.

Примерно таким же образом можно охарактеризовать и отношение значительной части россиян к американцам. Любые мирные инициативы, исходящие от США, у нас будут оцениваться, как проявление хитрости и вероломства, а глобальные инициативы – как проявление особо изощренной хитрости и самого гнусного вероломства. Многие наши соотечественники в принципе не способны поверить в добрые намерения американской стороны.

Да что это мы все говорим об абстрактном "среднем россиянине"? Даже такой осведомленный и умный политик, как бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны, а ныне президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов, и тот заявил в интервью "Коммерсанту", что "через переговорный процесс США хотят до минимума сократить российские ядерные вооружения". Что уж тут говорить о россиянах, не обладающих знаниями и опытом генерала Ивашова и черпающих всю информацию исключительно из вечерних выпусков программы "Время"!

Между прочим, эта массовая истерия, охватившая страну, не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Недоверие к партнеру рождает неприятие и непонимание его предложений. Это неприятие, в свою очередь, вполне может вылиться в конкретные агрессивные действия. Недаром вскоре после предложения Обамы приступить к переговорам о ядерном разоружении и заявления американских ученых о необходимости перехода к стратегии "минимального сдерживания" просторы Рунета заполнили посты примерно одинакового содержания. Их авторы традиционно утверждают, что американские предложения являются "подлой уловкой", направленной на ослабление и в дальнейшем полное уничтожение России. Следовательно, по мнению авторов, надо опередить "агрессора" и, пока он не вынудил бедную Россию окончательно разоружиться, "шарахнуть" по ненавистной Америке из всех имеющихся в нашем распоряжении ядерных "стволов".

К сожалению, это не бред отдельных безумцев.

Вторая "опасность" американских предложений заключается в том, что они, хотим мы того или нет, срывают с отдельных российских политиков и военных личины "миротворцев".

Ведь не секрет, что если в США со второй половины шестидесятых годов прошлого века возможность ядерной войны с СССР серьезно уже не рассматривалась, то в нашей стране идея упреждающего удара была длительное время весьма даже популярной в определенных кругах. Чаще именно сторонники этой идеи громче всех кричали о "ядерном разоружении" и "советских мирных инициативах", прекрасно зная, что никакого реального "разоружения" они не допустят.

Впрочем, особо ретивые "патриоты" все равно ведь не поверят сказанному и сочтут приведенные факты "проплаченной американской пропагандой".

Точно так же, как не поймут они и принципиальных отличий в менталитете у американских и российских политиков. Россиянам часто трудно понять, что для многих американских общественных деятелей военная кампания будет проиграна в случае взрыва одной-единственной бомбы и гибели одного-единственного американского гражданина. Напротив, для иных российских политиков война будет выиграна даже в том случае, если от всего населения огромной страны останется в живых один-единственный человек. При этом каждый политикан под этим человеком подразумевает, естественно, себя.

Пренебрежение к человеческой жизни и людоедский принцип "Бабы новых солдат нарожают" по-прежнему господствуют на одной шестой части суши.

Поэтому-то нам так трудно понять фильмы вроде известной работы Спилберга "Спасти рядового Райана" и поверить в искренность американских предложений по разоружению.

Наконец, третья "опасность" упомянутых американских предложений заключается в том, что в случае реального ядерного разоружения наши генералы потеряют последний убедительный и, главное, сопоставимый аргумент в диалоге с американской стороной. Так получилось, что российское ядерное оружие является именно этим единственным аргументом. Генералы как бы враз лишатся самого главного символа своей важности и могущества, как если бы они лишились своих роскошных штанов с лампасами.

Как многие помнят, Советский Союз на Западе иногда иронично называли "Верхней Вольтой с ракетами". Без ракет мы рискуем превратиться просто в "Верхнюю Вольту". Тем более что состояние наших обычных вооружений всем хорошо известно, и насчет их реальной боеспособности не возникает никаких иллюзий даже у самых отъявленных "патриотов". В этой ситуации велика опасность того, что, будучи загнанными в угол, некоторые генералы могут решиться на самые абсурдные и непредсказуемые действия.

Правда, внимательный читатель может справедливо заметить, что логичнее было бы не отвергать с порога американские предложения, а сменить собственную стратегию, самих генералов и стоящих за ними высоких политиков. Тогда и перечисленные опасности если не отпадут совсем, то уж наверняка значительно трансформируются.

Действительно, такой вариант возможен. Но это опять-таки совсем другая история.

Георгий Глазунов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter