Под занавес високосного года российская оборонка понесла очередную знаковую потерю. Как сообщила в понедельник "Независимая газета", главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин объявил о решении принять на вооружение Военно-воздушных сил два боевых вертолета: Ми-28Н "Ночной охотник" и Ка-52 "Аллигатор". Напомню, что последний является, по сути, доработанной версией знаменитой "вертушки" Ка-50 "Черная акула". Следовательно, заявление главкома фактически поставило на легендарной "Акуле" окончательный крест.

Это вскоре подтвердил генеральный директор Дальневосточного авиационного завода "Прогресс". Серийное производство Ка-50 было прекращено.

Так бесславно и тихо ушла в историю одна из самых громких легенд времен позднего Советского Союза. Между прочим, в наступившем году этой легенде могло бы исполниться ровно четверть века.

Многие специалисты в шутку считают, что начиналось все с подзабытого уже американского боевика. В 1983 году на экраны вышел фильм режиссера Джона Бэдэма "Голубой гром". Несмотря на обилие звездных имен – чего стоил один только Малькольм Макдауэлл, сыгравший роль главного злодея – центральным персонажем ленты оказался все же не человек, а машина. "Голубой гром" был воистину великолепен! Вертолет бесшумно зависал среди небоскребов, мощным тепловизором "просвечивал" стены домов, "вычислял" гнезда террористов и уничтожал негодяев точечным и неотвратимым ударом. Зрителей не смущало то, что подобного вертолета еще не существовало в природе, а роль "Голубого грома" исполнил слегка подгримированный французский геликоптер "Газель". Многие мальчишки тех лет мечтали со временем оказаться за штурвалом подобной чудо-машины.

По любопытному совпадению, спустя всего лишь год такая или почти такая же машина появилась на вооружении советских Военно-воздушных сил. Во всяком случае, так нам об этом было объявлено. В 1984 году вертолет Ка-50 "Черная акула" выиграл закрытый конкурс, объявленный ЦК КПСС и Советом Министров СССР. Он должен был прийти на смену хорошо потрудившемуся во время афганской войны, но начинающему морально стареть ударному вертолету Ми-24.

Специалисты утверждали, что "Акула" превосходила своего предшественника по всем тактико-техническим характеристикам. О ней говорили как о машине, опередившей свое время. Утверждалось, что этот вертолет мог летать днем и ночью в любую погоду, решать самые разнообразные боевые задачи и даже, как истребитель, сражаться с другими вертолетами.

В 1993 году об этом вертолете тоже был снят художественный фильм. В справочниках указано, что впервые в истории вертолетное объединение "Камов" заказало игровую картину, рекламирующую собственную продукцию. В фильме, который также назывался "Черная акула", знаменитый вертолет фактически "играет" сам себя. Роль эта получилась впечатляющей и эффектной, особенно если учесть, что пилотировал уникальную машину генерал-майор, Герой Советского Союза Валерий Восторгин. Он же, естественно, сыграл и главного "одушевленного" персонажа ленты, пилота необыкновенного вертолета.

Признаюсь, что и я сам в те годы сполна поддался обаянию красивой легенды. По долгу службы мне большей частью приходилось иметь дело с работягами Ми-8 или неповоротливыми великанами-"мишками", воздушными биндюжниками Ми-6К. Изящная и стремительная "Акула" вызывала чувство белой зависти к тем, кому посчастливилось летать на ней и законную гордость за державу.

Позднее я не раз критиковал в своих публикациях неповоротливый авиапром и прижимистое министерство обороны. Первый – за то, что в течение двадцати лет производство не имеющих аналогов в мире "Акул" так и не было поставлено на поток, а второе – за скудное выделение средств на строительство новых вертолетов. Особое уныние вызывало мизерное количество выпущенных и "доведенных до ума" машин. Разные источники называют цифры от трех до восьми готовых бортов. Для огромной страны это была, конечно же, капля в море.

Поэтому известие о полном прекращение выпуска "Акул" я поначалу воспринял все с тем же негодованием. Мой пыл немного охладил коллега, военный обозреватель Александр Гольц. Он едва ли не первый сказал в эфире "Эха Москвы", что Ка-50 "на самом деле машина легендарная в том смысле, что она представляет собой миф". По сведениям журналиста, было собрано от силы три-четыре таких машины, и оказались они, судя по всему, не очень удачными.

В личной беседе со мной Александр Гольц подтвердил, что, по его мнению, значительную часть громкой славы "Черной акулы" принес умелый пиар его создателей, все девяностые годы убеждающих россиян, как гражданских, так и военных, в том, что наша страна обладает вертолетом, которому нет равных в мире.

На самом деле уже тогда многие говорили, что этот вертолет имеет существенные конструктивные недостатки. Главным из них являлась, по утверждению специалистов, слишком сложная система управления, с которой не справлялся один пилот. При этом авионика на "Акуле" была очень слабой, а электронная начинка не соответствовала современным требованиям.

Кроме того, по словам Александра Гольца, беда заключалась в том, что вертолет создавали из советских комплектующих. Когда эти комплектующие кончились, производство стало окончательно невозможным.

Справедливости ради необходимо отметить, что с этим мнением согласны далеко не все. Заместитель ответственного редактора "Независимого военного обозрения" Виктор Литовкин считает Ка-50 очень хорошей машиной. По его утверждению, ни у одной страны, даже такой, как США, нет ударного вертолета с соосным расположением винта. Имеется в виду схема, при которой у вертолета отсутствует хвостовой винт, а два основных рабочих винта расположены как бы на одной оси. Один винт работает на подъем и посадку, а другой винт "отвечает" за движение вертолета в горизонтальном направлении. К слову сказать, эта схема является привычной и традиционной для большинства "камовских" машин.

По мнению Виктора Литовкина, применение этой оригинальной схемы дает возможность вертолету подолгу висеть в воздухе, крутиться на одном месте и одному вести бой с окружающими его вертолетами или самолетами. В этом плане журналист сравнил вертолет с Д’Артаньяном, который, если верить литературным источникам, мог один своей шпагой отражать нападение сразу нескольких окруживших его противников.

Правда, Виктор Литовкин согласился с тем, что предложенная авторами "Акулы" схема, согласно которой вертолетом управляет всего один пилот, до сих пор имеет немало противников. Они утверждают, что при нынешнем уровне развития отечественной электроники один летчик просто физически не в состоянии одновременно управлять машиной, находить цели и поражать их. Для этого требуются исключительные способности, которые встречаются не так уж часто. Поэтому многие пилоты высказывались и продолжают высказываться в пользу более привычного Ми-28, пилотируемого экипажем из двух человек.

Наконец, Виктор Литовкин признал, что немалую роль в судьбе вертолета сыграла конкурентная борьба фирм Камова и Миля, а также личные пристрастия командующих ВВС. При одном командующем, приоритет отдавался "камовскому" вертолету, при другом – "милевскому". Относительные победы фирмы Камова в 1984 и 1995 годах оказались "пирровыми" – вертолетов было выпущено, как уже говорилось, мизерное количество.

Нынешнее решение тоже можно считать половинчатым. Государственный заказ на Ка-52 составляет всего 12 машин. Остальной вертолетный парк будет комплектоваться машинами милевского производства. Отсюда можно сделать вывод, что спустя короткое время жесткая конкурентная борьба вспыхнет с новой силой.

В этой связи возникает законный вопрос о целесообразности снятия Ка-50 с серийного производства. Сегодня мы попытались ответить на него. В частности, я вынужден согласиться с Александром Гольцем и признать, что "опередившая время" машина действительно не может быть конкурентоспособной в современных условиях.

Отчасти это подтверждает, кстати, и сам Виктор Литовкин своим красивым, но не очень удачным сравнением с Д’Артаньяном. Сравнение это некорректно, поскольку оно приравнивает человека, то есть, мушкетера, к оружию, коим является, по сути, вертолет.

Правильнее было бы сравнивать вертолет со шпагой мушкетера. Но вот тут-то и проявляется слабость аналогии! Шпаг в оружейных лавках средневекового Парижа было навалом, но только такой умелый фехтовальщик, как Д’Артаньян, мог одновременно сражаться с несколькими противниками. Если перейти на русскую почву, то можно сказать, что "меч-кладенец" приходился по руке богатырю Илье Муромцу, но оказывался совершенно бесполезным в руках рядового дружинника, который и поднять-то его не мог.

Так и в нашем примере. Вертолет, для пилотирования которого требуются не просто особые навыки, а исключительные способности, при всей оригинальности своих технических решений остается не более, чем красивой игрушкой для взрослых.

Двадцать пять лет назад Ка-50 оказался прекрасным выставочным образцом, демонстрирующим возможности советской науки и оборонки. Но в практической жизни он, как и многие другие выставочные образцы, оказался малопригодным. Вертолет, безусловно, заслуживает, и уже заслужил свое почетное место на музейных стоянках, на страницах справочников и энциклопедий. Но значение его, как технического средства повседневного использования, сегодня, мягко говоря, сомнительно.

Российским авиаторам нужна не летающая лаборатория и не мифический "воздушный мушкетер", а надежное и безотказное воздушное судно, неприхотливое к погодным условиям и прощающее ошибки неопытным пилотам. Как винтовка Мосина, пистолет Макарова, автомат Калашникова, мотоцикл Иж или вездеход ГАЗ. Естественно, с поправкой на наступившее третье тысячелетие и требования сегодняшнего дня.

Напоследок мне хотелось бы еще раз процитировать Александра Гольца. Он считает необходимым сегодня сосредоточить все научные силы и денежные средства на одном направлении. Это нужно сделать с целью скорейшего создания современного неприхотливого и удобного в пилотировании ударного вертолета, который смог бы прийти на смену отслужившим свое "милевским" и "камовским" машинам.

Печальный опыт недавней кавказской войны, когда на поле боя с российской стороны не оказалось ни одного такого вертолета и для выполнения разведывательного задания пришлось посылать тяжелый дальний бомбардировщик, говорит о том, что проблема эта не просто назрела, но уже успела перезреть.

Георгий Глазунов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter