"9 августа отмечается Международный день коренных народов мира. В международной практике коренными народами сегодня принято называть национальные общности, проживающие на какой-либо территории непрерывно со времен до начала ее промышленного или колониального освоения". Так ровно год назад мы начали статью, посвященную Дню коренных народов.

Построение отношений с коренными народами — важный фактор в политике и социально-экономической жизни России. Хотя бы потому, что, в большинстве своем, за столь длительное сосуществование в Российском государстве русские и нерусские коренные народы научились уживаться. Как учитывается этот фактор? А вот как. Власть поступает, словно хулиган из подворотни: сильных боится, слабых бьет.

Сегрегация "сильных" и "слабых"

Национальная политика в современной России сводится к признанию права на идентичность только для избранных, "сильных" народов. Кремлю не нужна новая война на Северном Кавказе, он побаивается молодой сплоченной чеченской нации, поэтому Республике Чечня позволено строить этнократическое государство (давайте называть вещи своими именами). Власть опасается широкомасштабных национальных конфликтов в центре страны, поэтому Республикам Татарстан и Башкортостан в сфере собственного нациостроительства позволено очень многое. Фактически в этих регионах речь идет о протогосударственности со своими атрибутами, символами власти, детально проработанной политикой идентичности и т.п.

Это ни хорошо, ни плохо, это обычная политика ослабевшей метрополии в отношении своих колоний. Правда, к демократии и федеративному устройству государства ни малейшего отношения не имеющая. Отношения с правящими элитами избранных национальных регионов строятся на личных договоренностях с Кремлем, а не на общих принципах федерализма и разделения властей.

Центр боится именно национальных конфликтов, а не потери целостности или угрозы суверенитету, об этом свидетельствует то, с какой легкостью режим отдал китайцам стратегически важные острова на Амуре, по сути "оголив" Хабаровск в случае возможного военного вторжения миллиардного соседа. Кремль готов распродавать российскую землю по сходной цене.

Остальные коренные народы, даже самые лояльные, воспринимаются Москвой как что-то среднее между досадным недоразумением ("черт побери, они еще существуют") и законной добычей. Мы могли бы до бесконечности приводить примеры того, как отбираются нефте- и газоносные земли у малочисленных коренных народов Севера, как в ходе строительства гигантского порта в Усть-Луге (Ленинградская область) буквально уничтожается последнее место компактного расселения древнейшего и самого малочисленного сегодня народа Северо-Запада России – води, как преследуют активистов национальных движений в регионах, и много чего еще.

Любое нормальное демократическое многонациональное государство позволяет национальным меньшинствам из числа коренных народов свободно развивать свою идентичность. Цивилизованный мир идет по пути постепенного расширения круга неотъемлемых культурных, языковых, религиозных и иных прав меньшинств. Так, в этом году в Конституцию Франции была внесена поправка, согласно которой региональные языки республики теперь являются национальным достоянием. И это унитарное государство. Почувствуйте разницу в подходах.

Потеря статуса бывшими национальными автономиями

Начало кампании по укрупнению регионов, вылившееся в принудительную ликвидацию национальных округов, сопровождалось невиданными обещаниями развить инфраструктуру укрупняемых регионов и обеспечить инвестиции в здешнюю экономику.

А теперь укрупненные территории превращаются в захолустье. Бывшие регионы одновременно с потерей своего статуса лишились прямых каналов связи и влияния на Москву. Обещанных денег оказалось не столь много, а новые региональные центры принялись оптимизировать расходы бывших автономий за счет коренного населения.

Вот последний пример. На территории бывшего Коми-Пермяцкого автономного округа (ныне Пермский край) закрывают последнюю окружную газету "Парма". Единственную газету в России, распространяющуюся на всей территории бывшего Коми округа и имеющую вкладку на коми-пермяцком языке. Закрывают газету по причине неокупаемости. Десятки тысяч коми-пермяков остаются без печатного органа на национальном языке. Помимо прочего, пермские "оптимизаторы" посылают таежным жителям четкий сигнал – ваш язык недостоин того, чтобы на нем выходили газеты. Так поступают с народом, который добровольно вошел в состав России более пятисот лет назад, верой и правдой служил государству Российскому и никогда не конфликтовал с русским населением.

Есть и еще один фактор, прямо связанный с предыдущими, о котором не услышишь по телевизору, о котором мало пишут в нашей вышколенной Кремлем прессе.

Нерусская деревня

За последние 50 лет национальный состав сельского населения изменился — русских осталось очень мало. Постоянно растет численность нерусских крестьян. Сегодня демографы уже защищают диссертации и выпускают монографии по феномену "нерусской деревни".

Демографический сдвиг объясняется несколькими причинами. Во-первых, более ранняя модернизация русских по сравнению с народами Поволжья, Сибири и Кавказа, что привело к оседанию в городах более-менее активных потомков русских крестьян. Во-вторых, последствия Второй мировой войны, отразившиеся, в основном, на русских областях, ну и привычность сельского уклада для многих коренных народов России. Во многом благодаря этой укорененности еще обеспечивается хоть какая-то продовольственная безопасность страны. Правда, и в Поволжье, и на Севере, и в Сибири идут те же, становящиеся фактором национальной политики процессы захвата и отнятия земли у крестьян.

Удмуртские или марийские крестьяне будут продолжать кормить русского горожанина, потому что им не привыкать. Будут ли русского горожанина столь же безропотно кормить китайские крестьяне, когда представителей коренных народов России на селе окончательно разорят или сгонят со своих земель?

Александр Трифонов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter