После визита Уго Чавеса в Россию у наблюдателей осталось легкое ощущение виртуальности. То ли действительно побывал у нас бравый десантник, то ли нет, для многих это так и осталось загадкой.

Между тем совсем иным был тон газетных публикаций всего лишь неделю назад. Обозреватели выступали с прогнозами, называли грандиозные суммы возможных контрактов, приглашали для комментариев компетентных специалистов. Как о деле решенном говорили о предстоящем приобретении Венесуэлой 20 зенитных комплексов ТОР-М1 и ТОР-М2Э, трех-четырех подводных лодок серии 636, двенадцати тяжелых самолетов Ил-76 и Ил-78, а также двадцати четырех истребителей фирмы "Сухого". Вскользь говорилось о том, что Чавес всерьез заинтересовался российскими танками и собирается в ходе визита обсудить вопрос их приобретения.

На втором месте по частоте упоминания после военно-технического сотрудничества оказалась "нефтянка". Перспективы сотрудничества и кооперации в сфере нефтяного и газового бизнеса, включая создание совместно банка, обсуждались журналистами горячо, заинтересованно и эмоционально.

Правда, внимательный читатель наверняка заметил, что среди этих "восторженных оптимистов" было относительно немного действительно квалифицированных специалистов, разбирающихся в вопросах международного экономического сотрудничества. В тех случаях, когда такие специалисты получали слово, они обычно старались воздерживаться от поспешных выводов и выражали острожное сомнение в реальности многих прозвучавших прогнозов.

Так, первый заместитель руководителя Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин прямо сказал, что никакого подписания договоров в этой сфере во время визита не планируется. По его словам, стороны еще не готовы к такому шагу, а Венесуэла даже не прислала пока официальной заявки на приобретение необходимой техники. Финансист Михаил Крутихин заметил, что сотрудничество в области "нефтянки" чревато для российского бизнеса серьезными рисками. Что же касается создания совместно банка, то этот слух никто из крупных экспертов даже не стал обсуждать — все дружно отнесли его к области фантастики.

Но все эти трезвые оценки не дошли до большинства россиян, поскольку буквально потонули в океане победных реляций. Из чего напрашивался вывод, что предстоящий визит будет носить с обеих сторон откровенно пропагандистский характер. России нужно было показать смачную "дулю" североамериканским партнерам, припугнув их возможным появлением русских военных баз в западном полушарии. В свою очередь венесуэльскому лидеру выгодно жонглировать огромными цифрами виртуальных контрактов, которые доказывают его значимость и поднимают вес в глазах соседей по континенту.

Сразу скажу, что в общем и целом "показать дулю" США удалось. Государственный департамент даже выразил озабоченность по поводу якобы намечающегося сотрудничества России и Венесуэлы в военной сфере. На первый взгляд, кукиш действительно выглядел знатным и чуть ли не золотым — если "оценивать" его по публикациям в желтой прессе.

Если же попробовать серьезно проанализировать итоги визита, то сразу станет понятно, что в своей практической части вояж Уго Чавеса с треском провалился. Это стало ясно уже после первых репортажей о встречах гостя с российскими руководителями. Развязный тон публикаций напоминал, в самом лучшем случае, сообщения с дружеских посиделок бывших корешей, а ныне клерков средней руки. Предположение, что в этой атмосфере могут быть заключены какие-либо серьезные соглашения, казалось невозможным по определению.

Между тем какие-то документы все же были подписаны. О чем они? Ответ однозначный и парадоксальный — практически ни о чем! Все четыре подписанных документа являются фактически подтверждением продолжения уже ведущейся совместно разведки нефтяных запасов и оценки их качества. Все остальное можно назвать коммерческим термином "декларация о намерениях".

В принципе, это тоже важный этап в процессе заключения окончательного соглашения. Но для подписания такой декларации не требуется переговоров на высшем уровне. Такие документы обычно подписывают задолго до личной встречи глав государств. Уже позднее на их основе готовятся "настоящие" договоры и соглашения, которые визируют под блики фотовспышек президенты и премьер-министры.

На этот раз подписанием "пустышек" завершились именно переговоры глав государств. В последующих скупых комментариях не проскользнуло даже упоминания о гигантских поставках военной техники, не говоря уже о создании совместных банков. Мы стали свидетелями очередного грубого фарса. Нас вновь обманули.

Характерный курьезный факт. Накануне визита Чавеса в Россию газеты публиковали возможные суммы не заключенных еще виртуальных контрактов. Причем эти суммы "росли" из номера в номер. Двадцать первого июля информационные агентства сообщили, что контракт на приобретение Венесуэлой у России военной техники превысит миллиард долларов. В ответ на это перепуганный Госдеп выразил озабоченность "решением России продать Венесуэле оружия на два миллиарда долларов". Тогда же "независимые эксперты" оценили предстоящую сделку в диапазоне от двух до четырех миллиардов долларов. После чего директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов высказал предположение, что реальная сумма контракта составит пять миллиардов долларов. Наконец перед самым окончанием визита вовсе уже неизвестно откуда выплыла фантастическая цифра в 30 миллиардов долларов. Ее, правда, тут же поспешило опровергнуть само венесуэльское министерство связи и информации.

Вся эта чехарда с цифрами предельно ясно показала, что и сами контракты являются фикцией. Слишком уж походил этот фарс на известный эпизод из культового фильма Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию", когда обворованный стоматолог Шпак с каждым разом увеличивал стоимость украденного у него имущества.

Показательно, что уже вечером 22 июля, то есть сразу после встреч Уго Чавеса с Медведевым и Путиным, федеральные телеканалы одновременно "убрали" тему визита из новостных блоков. Почти сутки о Чавесе не было сказано ни единого слова. Телевизионных начальников можно понять. Говорят, что и журналисты вздохнули с облегчением. Хулиган из сельвы выполнил свою задачу, и с этого момента отменялась "обязаловка" по прославлению его вояжа и сопутствующих ему сомнительных подвигов.

Чавес пропал с экранов. Будто его и не было.

А, может, его действительно не было?

 

Георгий Глазунов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter