Как уж повелось, на минувшей неделе практически ни одна из федеральных телевизионных программ не сообщила о том, что арест лидера питерского "Яблока" Максима Резника был признан незаконным. Возможно, я что-то пропустил, и о запоздалом "торжестве законности" рассказали в каком-нибудь ночном выпуске новостей. Но авторы основных итоговых недельных программ сочли этот факт недостойным своего внимания.

Я употребил слово "практически" потому, что в одной из федеральных аналитических программ имя Резника все-таки прозвучало. Автор и ведущий ток-шоу "Времена" (Первый канал) Владимир Познер положительно оценил то, что питерский демократ был наконец-то выпущен на свободу. Одновременно обычно осторожный Владимир Владимирович задался вопросом - что же послужило поводом для отмены судом своего же собственного решения? Познер пришел к выводу, что как в первом, так и во втором случаях на суд было оказано давление. По мнению журналиста, подобное презрение к закону будет неизбежно способствовать всеобщему распространению "правового нигилизма", о необходимости борьбы с которым недавно говорил вновь избранный президент.

Любопытно, на этот раз ничего не сказали по этому поводу авторы программы "Неделя" (канал Рен-ТВ). Правда, сам "правовой нигилизм" стал информационным поводом сразу для нескольких сюжетов программы. Марианна Максимовская и ее коллеги рассказали зрителям, в частности, о том, как формируется дело "нового ЮКОСа", имея в виду ситуацию, сложившуюся вокруг компании ТНК-ВР. Журналисты подивились парадоксальности выводов следствия по делу бывшего сенатора Игоря Изместьева и возмутились фактом проведения сомнительной, по их мнению, с точки зрения законности операции по уничтожению спецназом костромского "лешего" Александра Бычкова. Напомню, что этот лесной бомж, безобидный с точки зрения большинства односельчан, был застрелен в ходе совместной спецоперации сотрудников ФСБ и МВД. Задним числом Бычкова попытались обвинить в незаконном хранении оружия и агрессивных действиях по отношению к другим местным жителям. Однако никаких доказательств этого журналистами никто так и не предоставил. В результате авторы сюжета пришли к выводу, что случившееся очень напоминает замаскированное под спецоперацию банальное убийство. Вся вина погибшего состояла в том, что он пытался жить не так, как все.

"Юридическую", если так можно выразиться, оценку подобным фактам мы услышали в передаче "Ревизор" (канал "Россия"). В одном из сюжетов программы речь шла о том, как в Ярославской области молодой человек по имени Евгений был осужден за преступление, которого не совершал. Он провел за решеткой два с половиной года, пока не были найдены истинные преступники. Комментируя этот возмутительный факт, старший помощник областного прокурора Яна Серова заявила, что таково наше правосудие и с этим, дескать, уже нельзя ничего поделать. Было хорошо видно, как эта пухленькая и явно небедствующая барышня говорила это с видимым превосходством человека, привыкшего вершить судьбы других людей. После чего вслед за Владимиром Познером оставалось лишь признать, что правовое государство для наших сограждан по-прежнему остается только несбыточной мечтой.

Другое дело, что о фактах нарушения закона, равно как и о прочих жгучих проблемах современности у нас начинают все чаще говорить открыто, в том числе, даже на федеральных телеканалах. Это отрадно. В качестве положительного примера могу привести заметно "повзрослевшую" за последние месяцы молодежную программу "Только ночью" (ТВ-Центр). По уровню профессионализма и серьезности поднимаемых вопросов она оставила далеко позади собственный клон - программу "Решите за меня", выходящую на том же канале днем ранее. В то время как в среду публика решает судьбу полукриминальных личностей, скрытых алкоголиков и прочих не вполне адекватных субъектов, в четверг в программе "Только ночью" молодежная аудитория всерьез обсуждает вполне взрослые вопросы.

Так, на этот раз спор зашел вокруг того, нужны ли России национально однородные кварталы и поселения, наподобие западных чайна-таунов. Гости не скрывали своих убеждений, но делали это, в отличие от гостей иных "взрослых" программ, корректно и уважительно по отношению к оппоненту. Например, политик и депутат Петр Милосердов прямо сказал, что он выступает против национальных поселений, поскольку считает, что России вообще не нужны мигранты. С другой стороны, географ и эколог Денис Визгалов посчитал, что мигранты России очень нужны. Искусственная культивация негативного отношения к приезжим приводит, по его мнению, к тому, что россияне постепенно начинают ненавидеть всех, кто хоть как-то отличается от них по культуре, языку, внешнему виду и политическим пристрастиям - тех же американцев, чеченцев, евреев, грузин, эстонцев, азербайджанцев и всех прочих, стоящих в этом бесконечном ряду.

Повторюсь, что, несмотря на остроту поставленных вопросов, дискуссия получилась очень интересной, весьма корректной и предельно честной.

Чего, к сожалению, опять не скажешь о программе "Судите сами" (Первый канал). Здесь авторы задали гостям и зрителям вопрос - готовы ли Россия и США к взаимному компромиссу? Однако, как это зачастую случается, однозначный ответ на него уже был давно готов у руководства канала и ведущего программы. Поскольку ответы гостей звучали на редкость однообразно.

"Извлеченный из нафталина" бывший заведующий Международным отделом ЦК КПСС Валентин Фалин сказал, что постановка вопроса бессмысленна, поскольку понятие компромисса чуждо американской политике. Писатель Александр Проханов патетически воскликнул, что Россия обречена на вечное противостояние с США. С других позиций обрушился на "проклятую Америку" грустный политолог Сергей Кургинян. Он спросил сам себя, является ли понятие компромисса безусловно и однозначно положительным? На этот вопрос господин Кургинян себе же дал отрицательный ответ. По его мнению, компромисс вреден, потому что "трагический распад СССР", якобы, как раз и стал следствием компромисса.

Ведущий программы Максим Шевченко вновь продемонстрировал "высший пилотаж" в области подмены понятий и манипуляции мнением зрителей. Он заявил, что в ответ на развертывание системы ПРО в Польше мы вполне могли бы установить российские ракеты на Кубе, как это однажды уже было в истории наших стран.

Лукавый господин Шевченко забыл напомнить зрителям, что в Польше планируется установить десять зенитных ракет-болванок, в принципе не предназначенных для того, чтобы нести хоть какой-нибудь боезаряд, не говоря уже о ядерном взрывном устройстве. Зато на Кубе в свое время были установлены полноценные ядерные ракеты средней дальности класса "земля-земля". Видимо, за установку таких ракет и ратует господин Шевченко вместе со своими хозяевами. Но в этом случае лукавство превращается уже в откровенную ложь!

Между прочим, Максим Шевченко на минувшей неделе решил попробовать себя в роли кинокритика. В программе "Закрытый показ" демонстрировался фильм Андрея Звягинцева "Изгнание". В ходе последующего обсуждения приглашенный в качестве гостя Шевченко заявил, что в фильме лауреата Венецианского и Каннского фестивалей показан "мир антихриста". По мнению Максима Шевченко это категорически "антирусский" фильм и типичный "постмодернизм". Последнее было произнесено с оттенком откровенного презрения.

Видимо, наш новоявленный "киновед" посчитал это слово чем-то вроде непечатного ругательства. Между тем современные словари трактуют "постмодернизм", как "совокупность структурно сходных явлений в общественной жизни и культуре индустриально развитых стран конца двадцатого - начала двадцать первого веков. В 1970-1980 годах для постмодернизма было характерно объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и художественных приемов, заимствованных из арсеналов разных эпох, регионов и субкультур".

Следовательно, постмодернизм представляет собой всего-навсего один из множества художественных стилей. В связи с чем, разумеется, это понятие не несет в себе никакого негативного смысла.

В отличие от названий некоторых наших телепередач, многие из которых постепенно становятся именами нарицательными. На этот раз - в негативном, естественно, смысле.

Юрий Гладыш

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter