Два новых скандала внесли некоторое разнообразие в серые будни телевизионного сообщества. В пятничных "Известиях" не вышел традиционный критический обзор Ирины Петровской. Одновременно телеведущий и шоумен Владимир Соловьев фактически обвинил администрацию президента в подготовке провокации, направленной против его персоны.

С Ириной Петровской все более или менее ясно. В своей колонке она нелицеприятно отозвалась об авторской программе Никиты Михалкова "55", которая была посвящена дню рождения президента России. Петровская сравнила эту работу с одним фильмом тридцатилетней давности. Он назывался "Повесть о коммунисте" и был посвящен другому властителю – генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу. Критик обнаружил в этих произведениях немало общего, прежде всего, в части чрезмерного восхваления и преувеличения заслуг главных героев повествования. Очень похожей оказалась также фальшивая и слащаво-патетическая интонация рассказчиков.

Петровскую огорчило и даже возмутило то, что в фильме Михалкова полет российского президента на истребителе встык монтировался с кадрами бомбардировки мирного селения. Она справедливо решила, что показывать президента, "бомбящего", пусть даже виртуально, собственную страну и свой народ, - дело недопустимое. Об этом она честно написала в своей колонке. Которая, повторяю, так и не увидела свет и сейчас доступна только в Интернете. Говорят, материал сняли с полосы по личному указанию главного редактора газеты.

В кремлевской администрации придерживаются, видимо, иных взглядов на роль президента и на то, в каком ключе и с какой интонацией надо о нем рассказывать. Поэтому в снятии колонки, по большому счету, нет ничего удивительного. Интересно другое: чем не угодил властям в принципе безобидный и вполне лояльный Кремлю Владимир Соловьев?

Не исключено, что в период "обострения классовой борьбы" для известных медийных лиц уже недостаточно быть просто верными и лояльными режиму. Им нужно постоянно подчеркивать верность "генеральной линии партии". То есть, без устали прославлять президента и проклинать нашего "основного врага", роль которого на данном историческом отрезке отведена Америке.

Очевидно, Владимир Соловьев делал и то, и другое без видимого усердия. Придется ему еще малость подучиться у старших товарищей. Пример ударного труда на этом поприще показывают наши главные телефанаты главы государства: Глеб Павловский, Михаил Леонтьев и Алексей Пушков. Правда, их авторские программы адресованы разным категориям зрителей.

Так, Глеб Павловский в "Реальной политике" (канал НТВ) явно ориентируется на самую внушаемую и "зомбируемую" часть аудитории. Таким зрителям адресован его загробный голос, четко рубленые фразы и вся та ахинея, складывающаяся из этих фраз. Например, его последний тезис, что на предстоящих выборах Владимир Путин непременно получит мандат "лидера нации", под которым будет стоять не менее пятидесяти миллионов подписей. После чего само это понятие тут же якобы обретет конституционный статус.

Столь же успешно расправляется Глеб Олегович в своих экранных владениях и с "основным врагом". Для этого он привлекает самые разнообразные силы. Малоизвестный арабский политик по имени Самир Амин в беседе с журналистом призывает Павловского "пустить американский поезд под откос". Мультяшный Путин заявляет своему мультяшному заокеанскому коллеге, что "Америка, конечно, вечна, а вот США – нет". Для самых непонятливых на экран выпущена некая "миссис Паркер". Смазливая девица, жеманно хихикая, говорит, что "лучше бы закрыть эту Америку". Тогда, по ее мнению, мы окончательно забудем такие слова, как "кока-кола" и "выборы". Характерно, что фамилия исполнительницы даже не указана в титрах программы. Остается только удивиться тому, что делает в этом паноптикуме такой трезвый и серьезный политик, как Вячеслав Глазычев, по-прежнему выступающий под маской "мистера Монблана".

На совершенно иную аудиторию рассчитано новое полуночное молодежное ток-шоу, которое так и называется – "Только ночью" (канал ТВ-Центр). Проклятия Америке здесь выкрикивают под музыкальные аккорды симпатичные ребята и девчата. Зачастую за них становится откровенно неловко. Особенно тогда, когда "нашисты" или "молодогвардейцы" на полном серьезе утверждают, что за всю историю Америки в этой стране не нашлось ни одного "хорошего американского писателя". После чего становится жутковато от мысли, что кто-нибудь из этих людей через некоторое время теоретически может занять важный государственный пост.

Завершается передача стандартно: ведущая быстро подводит итоги фальшивого "голосования" и тожественно объявляет, что "против Америки" высказалось подавляющее большинство гостей студии. Наверное, иначе и быть не могло, если учесть, что основную массу этих "гостей" составляли участники прокремлевских молодежных движений. Они овациями встретили заключительное косноязычное заявление девчушки, сказавшей, что "Америка никогда не приживется у нас, поскольку американские ценности – не русские!". Приходится вновь выразить сочувствие – на этот раз великому и могучему русскому языку.

В отличие от названных программ, новая цикловая передача Михаила Леонтьева "Большая игра" адресована, видимо, интеллектуалам. Но суть ее осталась той же: программа посвящена "геополитическому противостоянию России с внешним миром". Что подразумевалось под "внешним миром", думаю, понятно и так. Несмотря на то, что формально речь шла об исторических противоречиях между Россией и Великобританией (что само по себе достаточно красноречиво), ведущий постоянно сбивался и называл "основным врагом" все те же злосчастные Соединенные Штаты.

Любопытно, что Америка все же удостоилась в российском эфире нескольких теплых слов. Правда, если быть точным, не сама Америка, а один из ее великих сынов. Документальный фильм из цикла "Капитализм с человеческим лицом" (канал "Россия") был посвящен Франклину Рузвельту. Российское телевидение с завидным упорством проводит параллели между легендарным американским президентом и нынешним российским правителем. Цель столь очевидна, что нет необходимости лишний раз заострять ней свое внимание. Нашего главу государства явно готовят к роли даже не "лидера нации", а кого-то рангом повыше. Пожалуй, Петровская зря сравнила фильм Никиты Михалкова с агитками времен зрелого застоя. Тут уж, скорее, попахивает восторженными одами, прославляющими какого-нибудь самодержца и помазанника божьего.

Впрочем, в этом тоже нет ничего удивительного. При желании послушный парламент всегда сможет внести нужное изменение в Конституцию. После чего государственный строй будет окончательно приведен в соответствие со сложившимися реалиями.

Юрий Гладыш

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter