Когда-то давно корреспондент Гостелерадио в Японии Владимир Цветов рассказывал, что телекомпании принципиально игнорировали "акции протеста японских трудящихся". Традиционные "весенние" и "осенние выступления" японского пролетариата освещали исключительно зарубежные телевизионщики, прежде всего, советские. По словам Цветова, наши коллеги тех лет, оперативно приезжали на митинги, беседовали с профсоюзными вожаками, быстро записывали синхроны и "стенд-апы", а затем столь же стремительно испарялись. После чего в вечернем эфире программы "Время" появлялся очередной сюжет, о борьбе простых людей за свои права в мире капитала.

По иронии судьбы спустя десятилетия мы сегодня наблюдаем ту же картину, но в зеркальном гротескном отражении. Сотни и тысячи человек выходят на улицы российских городов, протестуя против политики действующей власти. Но официальное российское телевидение усиленно делает вид, что в стране ничего не происходит. Многочисленные экраны телевизоров становятся слепыми к окружающей действительности. Интерес к происходящему проявляют лишь зарубежные журналисты, да съемочные группы одного-двух российских каналов, из числа тех, что мэтры официального эфира презрительно называют "колхозными".

Субботние и воскресные выпуски программ "Вести", "Время" и "Постскриптум" происходящие у себя дома протестные акции принципиально проигнорировали. Первыми номерами в выпусках новостей у них шли репортажи с митингов на Украине. На худой конец годилась даже "картинка" с маршей белорусской оппозиции, поскольку с некоторых пор батьку Лукашенко вычеркнули из списка неприкасаемых персон. Главным принципом официальной журналистики стало полное отсутствие даже упоминаний о том, что нечто подобное возможно и у нас. Предела цинизма достиг корреспондент программы "Постскриптум" (канал ТВЦ), который в своем сюжете укоризненно посетовал, что в Белоруссии, дескать, отсутствует свобода слова. Поскольку ни один официальный белорусский канал не показал ни одного репортажа с митинга своей оппозиции. Чья бы корова, как говорится, мычала!

Как иронично заметила телекритик Наталия Ростова, увидеть сюжет о "Маршах несогласных" на Первом, "России" или НТВ сегодня столь же странно, как не увидеть его у Марианны Максимовской. Действительно, Марианна Максимовская в программе "Неделя" (канал Рен-ТВ), как всегда, подробно рассказала о субботних акциях оппозиции и даже пригласила телезрителей в офисы движения "Оборона" и Объединенного гражданского фронта.

Впрочем, на этом откровения Максимовской не закончились. Она эксклюзивно процитировала высказывания двух известных персонажей отечественного политического бомонда, которые добавили пару характерных штрихов к общей картине сегодняшнего бытия. Вновь избранный глава Центризбиркома Владимир Чуров заявил, что, согласно неписанному правилу, для него президент страны Путин всегда прав. С ним согласился президент Ингушетии Мурад Зязиков. Генерал госбезопасности неожиданно признался, что над ним есть только два начальника – Господь Бог и Государь. Под последним имелся в виду, естественно, все тот же президент Владимир Путин.

О событиях на Украине Марианна Максимовская тоже говорила. Обойти их молчанием было невозможно, поскольку процесс вхождения Украины в европейские структуры и, прежде всего, в НАТО приобретает необратимый характер. Однако если у Максимовской это стало поводом для информационного сообщения, то для коллег с "официальных каналов" - отмашкой для начала травли бывшей братской республики по всем информационным фронтам. Правда, получалось это у них крайне неубедительно.

В программе "Народ хочет знать" (канал ТВЦ) гости, как могли, стращали бедных украинцев. Политик Алексей Арбатов заявил, что, если Украина и Грузия вступят в НАТО, то тут же превратятся из партнеров в противников России. Ему вторил политолог Александр Ципко, который категорично утверждал, что НАТО по своей природе враждебно России. Да и украинцам в альянсе, дескать, придется несладко. По его утверждению, даже поляки считаются в объединенной Европе людьми второго сорта. Исходя из этой логики, Украине уготовлено максимум шестое место.

Гость программы "Судите сами" (Первый канал), главный редактор журнала "Эксперт" Валерий Фадеев, заочно продолжая тему, сделал "географическое открытие". Он заявил, что Россия вообще никогда не была частью Европы, поскольку об этом, якобы, "нигде не написано". С другой сенсацией, на этот раз из области истории и политологии, выступил небезызвестный Глеб Павловский. В программе "Реальная политика" (канал НТВ) он предположил, что именно Россия стояла у истоков Евросюза, потому как в течение долгих лет спокойствие и порядок на континенте обеспечивали войска Варшавского договора. Это, по мнению Глеба Олеговича, дало возможность беспечным европейцам спокойно строить благополучное и сытое общество.

Словом, столпы официозной журналистики, словно сговорившись, высказывали совершенно фантастические предположения и атаковали несуществующих противников. В отличие от них дебютанты российского эфира и авторы программы "Бойцовский клуб" (канал ТВЦ) решили вынести на обсуждение абсолютно реальные и конкретные проблемы. В первой передаче дуэлянты обсуждали возможные последствия тотального обнищания части российского населения. В схватке сошлись лидер Союза молодежи "За Родину!" Сергей Шаргунов и главный редактор "Московского комсомольца" Павел Гусев.

Слово "дуэлянты" мною произнесено не случайно. Во многом программа напоминала своего предшественника – ток-шоу Владимира Соловьева "К барьеру!". Впечатление вторичности усиливало похожее структурное построение - когда два противника под присмотром арбитров и ведущих, а также при поддержке зрителей отстаивают свои точки зрения. Но уже упоминавшаяся конкретика в постановке темы и неподдельный запал участников позволили вскоре забыть о существовании "приквела".

Ощущение достоверности придавало и то, что действие происходило не в павильонах Останкино, а в одном из популярных молодежных московских клубов – знаменитой "Билингве". По сравнению с кипящей атмосферой "Бойцовского клуба" вспышки эмоций у Владимира Соловьева казались искусственными и заранее отрепетированными. Вряд ли в его программе кто-то из гостей мог, например, пригрозить оппоненту грядущей диктатурой пролетариата. Тем более, маловероятно, чтобы арбитр (в данном случае – кинорежиссер Егор Кончаловский), признав правоту одного из спорщиков, согласился бы с тем, что сам он лично не готов пожертвовать своим немалым состоянием ради общественного блага и спокойствия.

Наверное, наш экран истосковался по честности и искренности. Когда они действительно есть в наличии – о слепоте речи не идет. Что само по себе уже отрадно.

Юрий Гладыш

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter