Изменения в Федеральном Законе "О воинской обязанности и военной службе", подписанные президентом Путиным 6 января, вызвали редкостно единодушное осуждение россиян. По данным радиостанции "Эхо Москвы" 96 процентов слушателей эфира и 92 процента опрошенных пользователей Интернета считают, что изменения в законе обесценивают офицерское звание. Наиболее искренней и непосредственной была реакция представителей офицерской среды – большинство комментариев не подлежат публичному воспроизведению.

Напомним, что суть изменений укладывается фактически в одну строчку. Отныне военнообязанному запаса очередное воинское звание "может быть присвоено после прохождения им военных сборов и сдачи соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке". Это означает, что теперь нашим высшим чиновникам не требуется даже формального повода к получению звания в виде участия в сборах и сдачи зачета. В большинстве своем они получат его "автоматом" и дослужатся, как минимум, до полковников. Если учесть при этом уровень коррупции в вооруженных силах, то легко можно представить себе грядущий расцвет широкой распродажи воинских званий и сопутствующей атрибутики. Кадровые офицеры справедливо назвали новшество полной девальвацией цены своих заработанных потом и кровью погон.

Претензии по поводу низкого уровня подготовки офицеров запаса в гражданских вузах приняли за последние годы массовый характер. Но выпускникам институтов все же предстояло пройти через те же военные сборы и в дальнейшем регулярно подтверждать свою воинскую квалификации. Теперь это досадное "препятствие" окончательно устранено. Понято, что не для всех. Зато чиновникам звезды будут буквально капать на погоны за несуществующую выслугу лет. По данным "Московского комсомольца", присвоение воинских званий депутатам Государственной думы в обход существующих правил стало традицией еще со времен Павла Грачева. Соответствующий приказ был подписан министром обороны в 1997 году. Погоны раздавались направо и налево депутатам и сотрудникам аппарата парламента. Иногда число новоиспеченных офицеров достигало двух сотен. Правда, сейчас, как пишет газета, думцы немного сбавили обороты и присваивают себе в год не более сорока новых званий. Однако остановить запущенную машину уже, видимо, невозможно.

Некогда таким образом "дослуживались" до генералов и полковников дворяне по рождению. Теперь, ввиду отсутствия таковых, подобной привилегией будет пользоваться, как нынче принято говорить, элита общества, которая весьма падка до разного рода побрякушек и звездочек.

Вот тут-то и зарыта пресловутая собака! Наших внешне уверенных в себе чиновников, видимо, терзают многочисленные комплексы. Прежде всего, по части подтверждения собственной значимости и действительности своих заслуг. У этих людей вроде бы есть все. Есть власть, добытая в лютой схватке с себе подобными. Есть капиталы, иногда откровенно украденные. Но нет одного – знаков отличия, подтверждающих личную доблесть обладателя. Как метко и зло заметил в эфире "Эха Москвы" журналист Сергей Доренко: к власти в России впервые в истории пришли жандармы. Им крайне важно избавиться от комплекса "голубого мундира" и хотя бы в собственных глазах почувствовать себя "настоящими гвардейцами", подлинными полководцами.

Отсюда следует непрекращающийся маскарад с "переодеваниями" в думских коридорах и на заседаниях правительства. Ничего кроме улыбки не может вызвать официальное представление по всей форме полковников Вячеслава Володина и Владимира Жириновского или подполковников Сергея Бабурина, Владимира Пехтина, Олега Морозова. Нелепо выглядят в генеральских мундирах и некоторые наши министры: Александр Починок или Сергей Шойгу. Последнего это касается даже в большей степени. Поскольку во всем мире, за исключением России, пожарные и спасатели, как правило, не являются военными. Спасением людей занимаются специальные, но сугубо гражданские службы.

Но что еще, спрашивается, делать нашим министрам, если их непосредственный руководитель с легкостью меняет мундиры разных родов войск, пересаживаясь с корабля на истребитель и обратно? Лидеры многих стран, выезжая на военные учения, облачаются в камуфляжную форму. Но эта форма не относится к какому-либо роду войск и не несет на себе знаков отличия. У нас же принято украшать кабинеты действительно удачным портретом президента, позирующего в военно-морской зимней фуражке. Не удивительно, что после этого многие сподвижники верховного главнокомандующего решили обзавестись такими же или похожими. Благо, положение и финансы позволяют.

Если так пойдет дальше, то улицы городов заполонят не только ненастоящие полковники, но и фальшивые генералы, липовые адмиралы и прочие маршалы на коммерческой основе. Их успехи и подвиги будут столь же виртуальными, как и декларируемые достижения страны.

В свое время молодой Петр Первый начинал путь к становлению великой державы с потешных полков. Его наследники, похоже, пытаются двигаться в обратном направлении, и вновь возрождают потешное войско.

Но тогда великой державе будет с ними точно не по пути.

Георгий Глазунов, обозреватель Каспаров.Ru

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter