По данным Левада-центра, 69 процентов россиян собирались отмечать Рождество, что на 9 процентов больше, чем в прошлом году. На первый взгляд, данные опроса согласуются с утверждениями иерархов РПЦ о возрождении веры. Однако убийство настоятеля собора Петра и Павла Олега Студеничкина, которое случилось в Свердловской области в Сочельник, не оставило от этой благостной картины камня на камне. Убив священника и вытащив из здания ценные иконы, преступники попытались утроить поджог. Но церковь была каменной – пожар погасили быстро, и подозреваемые в убийстве были задержаны по горячим следам. Иконы удалось вернуть. Вернуть мужа жене и отца четырем детям не удастся никому...

Дикая случайность? К сожалению, нет. По утверждению пресс-службы Московской Патриархии, не проходит полугода, чтобы в России не погибал священнослужитель. Последняя (теперь уже предпоследняя) трагедия произошла в начале декабря в Тверской области, где священник Андрей Николаев сгорел с семьей в собственном доме, по всей видимости, тоже в результате поджога. Кстати, согласно одной из версий, дом тоже подожгли для того, чтобы скрыть следы преступления: знающие отца Андрея люди не сомневаются, что, если бы он был жив, когда вспыхнул пожар, то выломал бы решетки на окнах и спас своих детей и жену. Руководитель пресс-службы Московской патриархии назвал убийство в Сочельник "диагнозом российскому обществу". Кажется, в этих словах куда больше горькой правды, чем в рассуждениях патриарха Алексия о том, что 80 процентов жителей "русских" областей России считает себя православными.

Впрочем, стоит сказать, что жертвами диких преступлений становятся не только священнослужители. Незадолго до нового года был вынесен приговор несовершеннолетнему юноше, зверски убившему целую семью путешественников, включая двух малолетних детей, чтобы завладеть машиной. Иномарку пришлось бросить достаточно быстро, потому что гибель туристов не осталась незамеченной – благодаря вмешательству родителей и друзей, милиция начала активный поиск. Но самое страшное, что обвиняемый даже не попытался сделать вид, что раскаивается в содеянном – равно как и его друзья, помогавшие прятать украденное. Конечно, с точки зрения человека верующего, убийство в храме, да еще в Сочельник является святотатством, и именно на этом основании обществу ставят диагноз. А убийство детей – не суть важно, крещеными они были или нет – это не святотатство?

Говорить о диагнозах надо было куда раньше, не успокаивая себя утешительными данными социологических опросов. В конце концов, известно, что значительная часть людей, которые в детстве были крещены, и поэтому считают себя православными, посещает церкви лишь в исключительных случаях. И социологи, выяснявшие отношение россиян к Рождеству, не задали им главный вопрос: как именно они собираются отмечать этот праздник. По данным другого опроса, проведенного питерским интернет-изданием, 26 процентов респондентов согласны с тем, что Рождество "самый важный праздник", но намерение посетить храм выразили лишь 9 процентов. Для всех остальных это – либо повод еще раз собраться всей семьей, либо обычный выходной день...

С другой стороны, государственные чиновники высокого ранга считают посещение праздничных служб свой обязанностей – такой порядок установился еще при Борисе Ельцине. Вслед за президентом, путавшим Рождество и Пасху, в церковь потянулись столь же подкованные в богословских вопросах министры и губернаторы. И потом вся страна смотрела по телевизору, как иерархи Церкви, чуть ли не со слезами на глазах, благодарили представителей власти за то, что они посетили храм и "разделили пасхальную радость".

С не меньшей радостью (правда, уже без телекамер) в церквях встречали благодетелей: бандитов, немного похожих на бизнесменов и бизнесменов, немного смахивающих на бандитов. Возможно, во многих случаях это было вызвано крайней нуждой: тот же Андрей Николаев, по словам односельчан, большую часть времени проводил в Москве, освящая квартиры, машины и офисы, чтобы прокормить семью. Высшие иерархи от нужды, естественно, не страдали, но, может быть, были озабочены возвращением и восстановлением храмов, что без хороших отношений с властью и бизнесом невозможно.

В общем, хотели, как лучше... (Давайте попробуем поверить, что действительно хотели, а не пытались вернуть "послепетровские" времена, когда Церковь превратилась в институт государства.) Но вышло – как всегда, когда используются негодные средства. Вместо того чтобы стать авторитетом, в том числе, для власти и бизнеса, Церковь подчинила себя авторитету власти и оказалась в услужении и у нее, и у бизнеса. Она ставит диагноз обществу и говорит о вопиющем падении нравственности, но хорошо известно, что рыба гниет с головы. Ставить диагноз "голове", поучать власть, а тем паче – выступать с публичным осуждением ее действий Церковь не решается и, скорее всего, не решится ни при каких условиях. Несмотря на все грехи, в которых власть погрязла.

Между тем, все понимают, что сегодня "верхи" меньше всего задумываются о благе общества и о его дальнейшем развитии. В преддверии "рокового" 2008 года все помыслы сосредоточены на себе любимых. Не понимать это "низы" просто не могут, и не случайно доверие общества к большинству институтов власти, не говоря уже о связанном с ней бизнесе, практически равно нулю. Уровень доверия к церкви несколько выше, но, кажется, не потому, что сама церковь внушает доверие, а потому, что хочется во что-то верить. Но, добровольно поддерживая безнравственную власть, выражая почтение тем, кто этого заведомо не достоин, Церковь попусту растрачивает свой авторитет.

Впрочем, не исключено, что, если нынешняя власть воцарится на десятилетия, то в храмы придет множество людей – столько, сколько прежде ходило на открытые партийные собрания. Но к вере и тем более к нравственности это не будет иметь ни малейшего отношения. Хотя отчитываться, конечно, будут о ее повышении. Только в советские времена постоянно повышающийся уровень нравственности связывали с ростом членов КПСС, а сейчас – с количеством прихожан...

P.S. Так совпало, что старый советский фильм времен оттепели "Верные друзья" шел по телевизору как раз в Рождество. Разумеется, все его герои были атеистами, но вполне нравственными атеистами. Верные друзья перевоспитывали одного из героев – высокого начальника, – и их наказ "думать о народе, ради которого ты работаешь" звучал более чем актуально. Вот только я плохо себе представляю, как патриарх Алексий в столь же назидательном тоне разговаривает с Владимиром Путиным. Или хотя бы с Михаилом Фрадковым или Борисом Грызловым.

Если кто верит, что это возможно, – с Рождеством вас Христовым! Впрочем, и тех, кто не верит, – с Рождеством! Будем уповать кто, на что может: кто на Церковь Небесную, кто на свои малые силы...

Виктория Работнова, Санкт-Петербург

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter